Несмотря на многочисленные программы поддержки малого бизнеса, принятые и на федеральном, и на региональном уровне, большинство предпринимателей выживают с трудом, свидетельствует последний доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).
В целом по стране число зарегистрированных малых предприятий сократилось в первом квартале этого года на 20,7%, то есть с рынка ушел каждый пятый. В отдельных же регионах масштаб исхода из бизнеса составил от 60 до 70%, а где-то и более. Как отмечают в НИСИПП, мониторинг вызвал серьезный и неоднозначный интерес в региональных органах власти, которого авторы исследования не ожидали. Пришлось даже давать дополнительные комментарии и разъяснения.
Общее число зарегистрированных малых предприятий (МП) в январе-марте по сравнению с тем же периодом 2008 года сократилось на 20,7%. Тяжелее всего пришлось таким сферам, как образование, где прекратили существование 57,1% субъектов бизнеса, здравоохранение и социальные услуги – минус 36,6%, операции с недвижимым имуществом – 30,9%. До кризиса в стране было 202,1 МП на 100 тыс. жителей, сейчас – 160,4. Но это средняя температура по стране, в каждом регионе своя ситуация. Если говорить о федеральных округах, то сильнее остальных пострадали Сибирский и Дальневосточный, потерявшие соответственно 43 и 41% своего малого бизнеса. Среди субъектов Федерации наибольшее сокращение произошло в Республике Саха (Якутия) – на 78,3%, Новосибирской области – на 70,7%, Волгоградской – на 64,9%, Томской – на 64,4% и Камчатском крае – на 66,5%.
«В начале года мы прогнозировали, что из-за кризиса малый бизнес сократится на 10–20%. Так что данные Росстата (20,7%) нас не удивляют. Увы, тенденция печальная», – комментирует итоги исследования эксперт НИСИПП Алексей Шестоперов. Однако, по его словам, поскольку Росстат не ведет учета микропредприятий (до 15 работников), сказать точно, что произошло с каждым пятым из субъектов малого бизнеса, сложно. Возможны три варианта развития событий. Первый – МП уменьшились еще больше, перешли в разряд микропредприятий и исчезли из поля зрения статистики. Второй – они перешли в теневой сектор и тоже пропали из виду, и третий, самый печальный, – они просто прекратили свое существование.
Главные пострадавшие от сокращения малого бизнеса – те, кто в нем трудился. Число занятых на МП в первом квартале 2009 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года сократилось на 5,4%. Это 327,6 тыс. рабочих мест. По увольнениям лидирует строительство (11,6%), а также торговля и ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (10,8%). По округам первенство держат Северо-Западный и Южный – 17,8 и 16,8% соответственно. Среди регионов почти половина работников МП уволены в Волгоградской области (49,4%), Алтайском крае (45,8%) и в Республике Северная Осетия – Алания (45,1%). Почти на треть (32,6%) сократился персонал малого бизнеса в Ленинградской и Магаданской областях.
Но, к счастью, в 43 регионах отмечен рост числа МП, в некоторых местах даже существенный. Так, в Ненецком автономном округе удельная плотность малого бизнеса выросла в 2,2 раза, в Хабаровском крае – в 2 раза, в Республике Карелии – на 86,6%, в Московской области – на 56,7%. Отдельные субъекты РФ показали и увеличение числа занятых в этой сфере. Рекордсмены –Хабаровский край (в 2,3 раза) и Чукотский автономный округ (в 2 раза). Показатели Хабаровского края г-н Шестоперов объясняет внешнеэкономическими связями с соседней КНР. «Мы знаем, что Китай активно реализует свою антикризисную программу, направленную в том числе и на развитие экспорта, – пояснил он. – Когда создаются новые предприятия, они выходят и на крупный соседний рынок, стимулируя его развитие. Ведь для того, чтобы продавать свою продукцию на российской территории, китайским предприятиям нужны посредники. Все это может положительно влиять на развитие малого предпринимательства у нас».
По мнению эксперта, большую роль в вопросе выживания и развития малого бизнеса в кризисный период играют местные власти, те усилия, которые они успевают или не успевают вовремя предпринять. Г-н Шестоперов полагает, что положительную динамику в отдельных регионах можно объяснить в том числе и тем, что люди, потерявшие работу, смогли начать свое дело благодаря помощи региональных администраций. «Это, конечно, лишь одно из объяснений. Может быть, свою роль играет и реализация предыдущих решений в сфере поддержки малого предпринимательства», – заключил эксперт.