В России более 4 млн незаконно работающих мигрантов, сообщил глава Федеральной миграционной службы /ФМС/ России Константин Ромодановский. Между тем, по его словам, квота на трудовую миграцию выбрана в этом году лишь наполовину, и это при том, что в 2009 г из-за кризиса было принято решение сократить приток иностранцев на рынок труда в РФ. Проблема незаконно находящихся на территории страны трудовых мигрантов сопредельна с вопросами, связанными с ростом преступности в стране. 

Сразу оговоримся, что проблема существования нелегальной трудовой миграции не является порождением кризиса – она была и в так называемые "тучные времена". Напомним, что два и три года назад на одного легального трудового мигранта, работающего в России, приходилось 10 нелегалов. При этом гастарбайтеры переводят и вывозят из России до 15 млрд долл ежегодно, что при абсолютной прозрачности системы должно давать 4,5 млрд долл налоговых отчислений в бюджет. Так что налицо и проблемы финансово-экономического характера в связи с ростом числа неофициальных мигрантов в РФ.

По подсчетам экспертов, общий объем денежный переводов мигрантов способен кормить целые страны /составляет более чем 20 проц ВВП Молдавии, 4-7 проц ВВП Армении, Грузии и Таджикистана/.

Вместо того чтобы отдавать за рубеж 15 млрд долл ежегодно, чиновникам стоило бы подумать о том, чтобы изменить подход к проблеме занятости в РФ и применить конкуренцию не к предложению на рынке труда, а к спросу на рынке работы.

Как водится в РФ, решение любой серьезной проблемы социально-экономического характера начинается с создания правительственной комиссии, призванной выработать механизмы снятия определенных "погрешностей" в той или иной сфере. Не стала исключением и проблема роста незаконной миграции в РФ. Первое заседание правительственной комиссии по миграционной политике, состоявшееся в понедельник, обозначило проблемные "точки".

По словам К.Ромодановского, сейчас в стране "4-5 млн иностранцев работают с нарушением законодательства, но это нарушения не правового статуса, а трудового". К.Ромодановский добавил, что многие мигранты, которые "едут на удачу", надеясь найти в России работодателя, прибывают из стран СНГ. Всего из ближайшего зарубежья прибыли 7,3 млн человек, что составляет 71 проц от всех приезжих. Глава ФМС пояснил, что процент тех, кто сумел найти в России работу, крайне низок, в некоторых регионах России, таких как Ингушетия и Дагестан, это число не превышает 8 проц.

К.Ромодановский добавил, что ведомство сейчас разрабатывает ряд инноваций, которые помогут найти работу именно той категории мигрантов, которые нарушают трудовое законодательство.

По данным ФМС, в России официально работают 1,8 млн иностранных граждан. "Квота на трудовую миграцию выбрана на 56 проц, - сообщил директор службы. - Вместе с тем в 2009 году мы выдали на 30 проц меньше разрешений на работу, чем в прошлом году". Он пояснил, что в этом снижении виноват экономический кризис. "Работы стало меньше, поэтому многие мигранты предпочитают вернуться на родину", - сказал К.Ромодановский.

При этом он сообщил, что в следующем году, по расчетам ведомства, потребуется больше рабочих рук. Но для того, чтобы привлекать мигрантов, необходимо, по его словам, пересмотреть существующие нормы. "Механизм квотирования недостаточно гибок, над ним надо еще поработать, - сказал К.Ромодановский. - Возможно определение предельно допустимой доли мигрантов в конкретных отраслях экономики". При этом глава службы пояснил, что у субъектов Федерации может быть возможность устанавливать свой порог на привлечение иностранной силы, но не выше, чем на федеральном уровне.

Говоря о системе квотирования, К.Ромодановский заявил, что процесс формирования квот сложен и неоправданно растянут по времени. "К сожалению, сегодня регионы еще могут объективно планировать рынок труда в пересчете на специальности, профессии и квалификации, - сказал глава ведомства. - Кроме того, работодатель должен спрогнозировать ситуацию на рынке труда на год-полтора вперед и наверняка знать, сколько россиян окажется без работы и захотят занять рабочие места на его предприятии". В стороне от заявочной компании остаются малый и средний бизнес, а также физические лица.

К.Ромодановский говорил много правильных и умных замечаний, с которыми трудно не согласиться.

В частности, директор ФМС отметил необходимость включения возможности переобучения и повышения квалификации.

По его словам, необходимо, в частности, развивать инфраструктуру для трудовых мигрантов в виде комплекса государственных и частных сервисных институтов. "Такие сервисы могут включать информационно-консультационные центры, услуги по трудоустройству и юридическому сопровождению, а также службы доверия, "горячие линии" и центры помощи для мигрантов, - сказал глава ведомства. - Они должны стать законной альтернативой трудоустройства с помощью так называемых "земляков", которые иногда оказываются, по сути, торговцами людьми".

Но в заключении своего выступления К.Ромодановский заявил, что он не исключает "возможность сохранения и нынешнего механизма квотирования, если мы сможем его оживить".

В настоящее время квоты на привлечение иностранной рабочей силы утверждаются правительством на основе заявок от регионов и после их согласования с Минздравсоцразвития.

Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС заместитель директора Института Социальных систем Дмитрий Бадовский, прежде чем решать проблемы с оптимизацией и прозрачностью трудовой миграцией в РФ, властям нужно ответить на вопрос о том, нужны ли стране мигранты или нет, если да, то, в каком количестве. "Уже давно в экспертном сообществе поднимается вопрос о том, чтобы изменить порядок легализации трудовой деятельности мигрантов в России. В частности, речь идет о том, чтобы работодатели не только заказывали квоты на привлечение мигрантов, но сами же и получали разрешения, патенты на работу для приезжих из-за рубежа", - отмечает Д.Бадовский. "Сейчас, как известно, мигрант должен лично выкупать патент на работу. Однако в случае его увольнения по различным причинам, большинство мигрантов хаотично передвигаются по стране в поисках новой работы. В кризис многие из них предпочитают не уезжать на родину, а пережить его в России", - добавляет он.

По его словам, отследить передвижение нелегалов по стране ФМС объективно не может по причине "маломощности" этого ведомства. "После того, как ФМС отвязали от МВД, статус миграционной службы понизился", - отмечает Д.Бадовский. "Я не буду, правда, утверждать, что увеличение численного состава и административного ресурса ФМС одним махом решит проблему роста нелегальной трудовой миграции в стране. Корень проблемы глубже", - продолжает он. По его словам, чтобы вносить изменения в трудовое законодательство, в той ее части, что касается вопросов трудовой миграции, нужно понять общую картину на рынке труда в России как в период кризиса. Но нужно и заглянуть в будущее и понять, в частности, готовы ли россияне, ошпаренные кризисом пойти работать на низкооплачиваемые работы, связанные, например, с физическим трудом.

Отметим, что по прошествии года после начала кризиса россияне, лишившиеся работы, по-прежнему неохотно идут на рабочие специальности. "Один год это мало, чтобы понять, что такого количества юристов, экономистов, менеджеров экономике страны не нужно. Возможно, лет через пять у людей этих специальностей придет осознание того, что их труд не востребован на рынке", - говорит Д.Бадовский. "Но и власти должны просчитать на годы вперед ситуацию на рынке труда. В условиях же, когда уровень безработицы в России пока не доставляет особых хлопот государевым людям, анализом и прогнозированием ситуации на рынке занятости занимаются, скорее, факультативно и для галочки", - добавляет он. "Повторюсь, проблемы трудовой миграции должны решаться только на основе детального анализа на рынке труда", - замечает Б.Бадовский. "Но, похоже, власти действуют в обратном направлении. Я напомню, что перепись населения страны перенесена с 2010 на 2013 год. Поэтому я вынужден признать, что государство на три года решило забыть о социальной статистике, о проблеме занятости", - сетует он. "Проще говоря, власти не хотят знать, сколько нас, россиян, как мы живет, как мы будем жить дальше", - делает неутешительных вывод эксперт.

Год назад Росстат спрогнозировал, что в 2010 году в России будет 19 млн нелегальных мигрантов - более 10 проц населения страны /в ЕС сейчас проживает без евро-гражданства порядка 4 проц населения/. Конечно, кризис подкорректирует эти цифры. Но, похоже, последние данные ФМС о том, что сейчас в РФ порядка 4-5 млн незаконных трудовых мигрантов, явно занижены.