Правительство заготовило безработным новогодний подарок на $4 млн: в декабре на экран выйдут рекламные ролики, которые должны помочь «снизить напряженность на рынке труда». Эффект будет минимальный, категоричны эксперты: проблема не в плохой информированности граждан, а в том, что властям нечего им предложить.

Извещение на право заключения государственных контрактов по производству и размещению серии видео- и радиороликов «с целью информационной поддержки мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в России в 2009 году», размещено на сайте www.zakupki.gov.ru. Заказчик – Минздравсоцразвития.

Конечный срок выполнения работ – не позднее 10 декабря 2009 года. Это значит, что ролики появятся накануне праздника, в который принято загадывать желания, – под Новый год. Цена контракта для телевидения – 90 млн рублей. Заказ на изготовление радиороликов обойдется Минздравсоцразвития еще в 25 млн руб.

Итого информационная поддержка усилий государства по снижению напряженности у российских трудящихся встанет бюджету почти в $4 млн.

Основная задача, которую должны выполнить ролики – информирование граждан о мерах содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, собщили Газете.Ru в Минздравсоцразвития.

«В ходе выполнения работ должна быть создана и размещена серия роликов, информирующих о возможности участия в программе самозанятости, в т.ч. порядке получения субсидии (и другой организационной помощи: подготовка бизнес-плана, юридическая консультация) на открытие малого предприятия.

Все ролики должны быть объединены единым слоганом и основаны на реальных историях российских граждан, – говорят в ведомстве Татьяны Голиковой. – Мы надеемся, что данные ролики подтолкнут людей к активному поиску работы, в том числе организации собственного дела, обращениям за дополнительной информацией по данному направлению в региональные центры занятости населения и на горячие линии, что, в свою очередь, повлияет на снижение напряженности на рынке труда».

Сам перечень госмероприятий, направленных на борьбу с безработицей, шире. Программа, принятая в начале этого года, включает в себя также организацию общественных работ и создание временных рабочих мест, переобучение работников, которые оказались под угрозой увольнения или уже уволены, а также финансирование переезда работников в другие регионы, в которых они могли бы быть востребованы.

Изначально финансирование программы планировалось осуществить на уровне 43,7 млрд рублей. «Сейчас Минздравсоцразвития говорит, что до конца года на эти цели будет израсходовано 23,6 млрд из федерального бюджета плюс 1,8 млрд рублей из средств регионов, то есть около половины от первоначально запланированной суммы», – говорит эксперт Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. Но, увы, причина пробуксовывания программы не только в том, что граждане плохо о ней информированы, говорит Киселева: имеющиеся ресурсы недоиспользуются потому, что на большую сумму регионы просто не смогли предоставить проработанного плана мероприятий. В следующем году на борьбу с безработицей планируется заложить еще 35 млрд рублей.

Меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, носят временный характер и изменить ситуацию не смогут. «Сейчас в регионах по большей части осуществляются программы общественных работ. Создаются рабочие места в сфере ЖКХ и строительстве, люди занимаются благоустройством территорий и текущим ремонтом зданий.

Проблема в том, что эти места не обеспечивают занятости на какую-то обозримую перспективу. По сути, проблема безработицы таким путем решена не будет», – говорит Киселева.

Предлагаемые социальными службами вакансии в большинстве случаев не устраивают граждан, оставшихся без работы. Это подтверждает статистика Роструда. К концу первого полугодия на учете в службах занятости стояли 3,9 млн человек – почти на 34% больше, чем годом ранее. При этом число нашедших работу при содействии органов службы занятости выросло всего на 6,4%. «Некоторые вакансии у нас не заполняются очень долго, – признает начальник отдела программ занятости и рынка труда департамента труда и занятости населения Ульяновской области Светлана Горбунова. – Но если год назад свободных вакансий у нас было порядка 11500, то теперь – 7000–8000».

Информационная поддержка в эту работу свой вклад уже внесла. «Благодаря тому, что с начала года в газетах Ульяновской области было опубликовано свыше 730 объявлений, более 220 теле- и радиопередач вышло в эфир, сейчас у нас набралось столько заявок, что хватит и на следующий год», – констатирует Горбунова. Уровень безработицы в регионе хоть и снизился с пикового июньского значения в 17141 человек на 16%, до 14776 человек, но с начала года безработица выросла на 36,4%.

Поэтому понятен акцент Минздравсоцразвития на самозанятость и открытие собственного дела. Впрочем, эксперты полагают, что инициативные россияне уже давно в курсе тех мер, которыми им готово помочь государство. Проблема в том, что на грант на открытие своего дела составляет порядка 60 тысяч рублей. Это слишком маленькая сумма, говорят эксперты.

А потому, по их мнению, рекламная кампания ставит цель успокоить граждан, показать, что власть не оставляет их своей заботой. «Но прокатывать по ТВ успокаивающие ролики – это все равно, что палить из пушки по воробьям, – полагает Ольга Маховская, старший научный сотрудник Института психологии РАН. – Среди безработных очень разные люди, разных возрастов, интеллекта, пола...»

Наоборот, подобные ролики могут вызвать раздражение, говорят эксперты.

«Какую информацию можно довести до людей? О какой поддержке может идти речь, когда свернулись целые отрасли и никаких новых рабочих мест и усилий по их созданию не появляется?» – говорит бывший министр труда и социальной политики, а ныне заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия», депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Главное, чтобы социальная реклама подкреплялась реальными действиями, направленными на снижение напряженности на рынке труда, соглашается директор питерской продакшн-студии «Телеинвест» Сергей Почин. «Если мы ведем работу по привлечению молодежи к физкультуре и спорту, одновременно должны появляться спортивные площадки», – проводит аналогию эксперт.

«Меры господдержки на рынке труда останутся номинальными, людям легче не станет», – резюмирует Киселева.

Впрочем, в российской практике хватает примеров неэффективного использования средств на социальную рекламу. Специалисты вспоминают, например, слоган кампании по пропаганде безопасности дорожного движения «Пристегнитесь, или пристегнут вас», вызвавший крайне негативную реакцию в обществе. На специализированных форумах рекламистов он был признан самой жесткой социальной рекламой последнего времени.