Компаниям нужны не кадровики и консультанты, а специалисты по продажам. Зарплаты снизились, а требования работодателей возросли.

Кризис серьезно поменял структуру рынка труда. Это показало исследование компании HeadHunter «Что произошло на рынке труда за год кризиса?» В ходе него аналитики компании проанализировали около 887 900 вакансий и 795 200 резюме в разных профессиональных сферах.

В общем числе вакансий значительно выросла доля менеджеров по продажам. Нужны специалисты в сфере медицины и фармацевтики: вакансий на 5% больше, чем в 2008 году. По сути, это те же самые продажники. Данные портала SuperJob также подтверждают увеличение доли вакансий продажников (с 20,3% до 25,9%) и медицинских специалистов (в этом году они вошли в top-5 самых нужных работников, 6,3% от всех вакансий).

Исследователи SuperJob отмечают в последнее время рост спроса и на специалистов в области интернет-проектов. «С приходом кризиса многие компании, сокращая затраты, решили свернуть свои IT-проекты», – отмечает директор исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова. Поэтому поначалу резко уменьшился спрос на тех, кто проводит эти проекты в жизнь – веб-программистов, HTML-верстальщиков, администраторов сайта.

«Но сейчас вновь наблюдается рост спроса на тех, кому с кризисом дали отставку: это менеджеры интернет-проектов, flash-разработчики, веб-программисты, контент-менеджеры, специалисты по продажам интернет-рекламы», – говорит эксперт.

Менее же всего востребованы финансовые специалисты. По данным SuperJob, интерес к банковским работникам сократился с 16,1% в прошлом августе до 9,6% в августе 2009 года. Также наименее дефицитными стали IT-директоры: на одну вакансию приходится 46 резюме, HR-специалисты (22 резюме на вакансию), директора по персоналу (21 резюме на вакансию), отмечают специалисты HeadHunter.

Также сократился спрос на таких еще недавно высоковостребованных специалистов, как рекрутер, специалист по обучению, бренд-менеджер, прораб. При этом уровень зарплат, предлагаемых соискателям, сократился за год кризиса практически во всех сферах.

«Наиболее динамично сокращались зарплаты в конце 2008–начале 2009 года, в среднем уменьшение зарплат составило 10–20%, а по некоторым позициям 30%», – отмечает директор по маркетингу и PR группы компаний HeadHunter Ольга Бруковская.

Аналитики SuperJob при этом отмечают еще один феномен кризисного рынка труда. «С приходом кризиса увеличивается количество вакансий, у которых уровень заработной платы указан «по договоренности», отмечает Голованова. Если летом прошлого года таких вакансий было 20%, то сейчас 33%. Соискатели тоже все больше предпочитают не указывать свои запросы. В августе 2008 года резюме с зарплатным требованием «по договоренности» было всего 14%, а сейчас уже 20%.

Впрочем, летом 2009 года ситуация стабилизировалась. Зарплаты практически не менялись или менялись незначительно. Несколько снизились зарплаты у бренд-менеджеров, веб-мастеров, аудиторов, андеррайтеров. Зарплаты же наиболее востребованных специалистов – таких, как юрист, программист, менеджер по продажам, – которые снижались в конце 2008–начале 2009 года, весной и летом, по данным HH, начали постепенно расти. В номинальном выражении на 5–15% выросли зарплаты у менеджеров проектов в маркетинге, менеджеров по продажам, медицинских представителей. Наибольший рост зарплат был у адвокатов (36%).

Хотя «уровень докризисных зарплат еще многими профессиями не достигнут, метания работодателей, мечтавших за меньшую зарплату найти суперквалифицированных специалистов, почти закончились», – утверждает Голованова. По данным портала SuperJob, в сфере «Маркетинг/Реклама/PR» уровень зарплатных предложений сейчас составляет порядка 88% от докризисного уровня, в сфере «Информационные технологии» и «Банковское дело» – порядка 95% от докризисного, в «Проектировании/Строительстве» – 97%.

Ситуацию на рынке труда последних месяцев можно охарактеризовать как стабильно растущую, делает вывод HeadHunter.

После обрушения количества вакансий в июле–декабре прошлого года, с января начался небольшой рост, который, после майской коррекции, продолжился в июне–августе практически по всем профессиональным сферам.

«Заметный рост числа вакансий на рынке, начавшийся в апреле 2009 года, продолжается: с этого момента ежемесячно база вакансий нашего портала прирастает в среднем на 10%», – утверждает Голованова.

«Спад напряженности на рынке труда этим летом подтверждает сокращение числа откликов на вакансию», – добавляет Бруковская. Если летом 2008 года среднее число «кликов» на вакансию было около 25, то с декабря уже больше сотни соискателей интересовалось каждым предложением. Пик интереса к вакансиям наступил в марте, среднее число откликов приблизилось к 130. После этого динамика пошла на спад: в июле–августе вакансии получают в среднем по 66 «откликов».