«Если бы босс назвал вас идиотом, вы бы уволились?» - результаты нашего опроса

Ни для кого не секрет, что в процессе работы порой возникают такие экстремальные ситуации как критика, замечания и оскорбления. Этот момент общения является особенно стрессовым для человека, так как затрагивает самое драгоценное и хрупкое в его личности - достоинство и самооценку. Многолетний опыт показывает, что примерно 90% людей не умеют достойно реагировать на критику и оскорбления.

Мы в свою очередь задали нашей аудитории вопрос: «Если бы босс назвал вас идиотом, вы бы уволились?» Результаты оказались, мягко говоря, неожиданными.

Самая многочисленная группа респондентов (33,48%) призналась: «Я и есть идиот, но все равно не уволюсь». Мы искренне надеемся, что в число ответивших вошли любители русской классики и неисправимые юмористы, предпочитающие в свободное от работы время предаваться чтению Достоевского и выдумывать очумительно весёлые розыгрыши, не давая тем самым скучать друзьям и коллегам.

Вторая по «густонаселенности» группа трудящихся (31,73%) отреагировала на наш вопрос иронично-скептически: «Нет, босc сам идиот, ему простительно». Ну понятное дело, в данную группу вошли пассивно-миролюбивые любители обзываться и снисходительно возвышаться над будничной офисной суетой. Эти доморощенные философы давно махнули рукой на принципы и обидные слова.

Принципу невмешательства в обозначенной нами ситуации остаются верны 3,16% «необидчивых» респондентов. Они не собираются жертвовать местом работы из-за вспыльчивости шефа. Вероятно, эту немногочисленную группу представляют добродушные сотрудники, питающие симпатию и уважение к своему руководителю. За них можно от души порадоваться.

Ещё 8,72% респондентов придерживаются «одноразового» принципа и готовы стерпеть «праведное хамство» шефа только один раз: «Прощу, но только один раз».

22,36% участников опроса – это адепты железобетонных принципов неприкосновенности человеческого достоинства. Они «не позволяют оскорблять себя даже боссу» и готовы в случае неадекватных заявлений со стороны шефа кинуться на поиски нового места работы, потому что дуэли давно отменили, а то бы они эх!..

А теперь посмотрим, как правильно надо было реагировать. Правильно - это, во-первых, достойно. Достойно - значит, не унижая себя и собеседника, не провоцируя конфликт.

В конфликтных ситуациях психологи предлагают три простых правила, которые следует соблюдать при любом способе ответа на любой тип критики:

  • Тон голоса при ответе на критику должен быть спокойный, доброжелательный и заинтересованный. Ехидный, агрессивный или раздраженный тон может все испортить.
  • Фраза ответа должна быть предельно краткой. Примерно 5 слов и ни одного лишнего. Не следует говорить: "Да.., но", так как "но" означает "нет" и вызывает новую волну критики. И краткость нужна именно для того, чтобы не дать критикану нового повода для замечаний, чтобы он не мог "зацепиться" за ваши же слова.
  • Не следует сразу отвечать на риторические вопросы: "Что вы себе позволяете?", "До чего вы докатились?", "Сколько раз вам повторять?", "Вы что, с луны свалились (белены объелись, неграмотный)?". На эти коварные вопросы нет достойного ответа. Критикан торжествующе сверлит вас глазами и ждет вашей реакции. Спокойно и доброжелательно спросите его: "Вас это действительно интересует?". Установлено, что примерно в 70 процентах случаев он скажет "Нет", почувствовав некорректность своего риторического вопроса. Значит, вам не надо на него отвечать. Но если скажет: "Да, интересует", - то коротко ответьте по смыслу вопроса. Пример: "Вы что, с луны свалились?" - "Вас это действительно интересует?" - "Да, интересует". - "Я - землянин".