Все больше явлений окружающей действительности напоминают нам о голодных и смутных 90-х. Долги по зарплате, безработица, банкротства предприятий, дефолты по облигациям. И вот, наконец, своеобразный социально-психологический апофеоз кризиса - начало выплаты зарплат предприятиями товарами. И не какими-то предприятиями, а оборонными.

На прошлой неделе информагентства сообщили о том, что оборонный завод "Молот" в Кировской области начинает выдачу зарплаты работникам продуктами питания. Завод, выпускающий стрелковое оружие и боеприпасы, к сожалению менеджеров и к счастью правоохранительных органов, не может выдавать зарплату собственной продукцией.

Поэтому руководство предприятия приняло решение выдать рабочим вместо денег муку, макароны, сахар и тушенку. Из пяти тысяч работников завода около трети согласилась получить зарплату в виде еды. По закону натуральная часть не должна превышать 20% зарплаты.

Ситуация с "Молотом" еще потому громким эхом прокатилась по страницам СМИ, что это одно из первых предприятий, публично заявивших о своих печальных кризисных планах. Остается загадкой, откуда завод берет деньги на покупку продуктов.

Увы, выплата натурой в Кировской области началась не вчера. Еще в ноябре прошлого года появилась информация о том, что ряд сельхозпредприятий региона выдает зарплату комбикормами, продуктами и даже дровами, сеном и соломой.

Не лучше дела обстоят и в ряде других регионов. Красноярский хладокомбинат "Хладко" фактически остановил свою деятельность. Рабочим руководство завода предложило на выбор - зарплата икрой и морепродуктами сейчас либо деньги в туманной перспективе. На днях по результатам прокурорской проверки на "Хладко" было возбуждено дело по факту невыплаты заработной платы. Оказалось, что, несмотря на наличие финансовых ресурсов, менеджеры предприятия тратили их на погашение кредитов и расчеты с поставщиками.

В Новгородской области компания, выпускающая пластиковые окна, предложила рассчитаться с долгами перед сотрудниками окнами и дверями. Несколько сотрудников согласились получить часть зарплаты в виде продукции предприятия.

Но, к сожалению, это только начало. Это пока такие сообщения еще могут вызывать улыбку или в лучшем случае удивление. Очень вероятно, что скоро практика выплаты зарплаты натурой станет повсеместной. И снова вдоль дорог встанут ряды с мягкими игрушками, посудой, строительными материалами и еще бог весть с чем.

На самом деле переход к натуральной системе обмена в период кризиса ожидаем и вполне логичен. Он вызван судорогами финансовой системы, повсеместным кризисом неплатежей и взаимным недоверием предприятий, а также осложнением доступа к кредитным ресурсам.

Однако попытка заменить деньги собственной продукцией предприятия хоть и неизбежна, но именно в период кризиса мало чем способна помочь работникам. Ведь при постоянно падающей покупательской способности сбыть полученные в счет зарплаты запчасти, игрушки, сковородки и прочую продукцию даже по себестоимости очень тяжело. А выдача продуктов питания сохранится только на предприятиях АПК и пищевой промышленности. Но даже там продуктовый набор не будет выходить за рамки ассортимента конкретного предприятия. Хотя излишки муки, к примеру, будет проще продать, чем пластиковые окна.

Впрочем, возврат к натуральному обмену при организованном подходе мог бы спасти судьбу не одной компании. Речь идет о бартерных взаиморасчетах между предприятиями. Это не только возможность получить рынок сбыта своей продукции в условиях дефицита или полного отсутствия денежных средств.

Бартерная схема позволяет, например, обменять металлическую арматуру на апельсины и масло, которые могут получить рабочие в счет зарплаты. Это дает возможность предприятию продолжить свое функционирование и не потерять трудовой коллектив. Однако такой подход требует создания координирующего центра, собирающего всю информацию и распределяющего бартерные потоки.