Россию опять здорово побранили за мигрантов и то, как она с ними обходится - международная правозащитная организация Human Rights Watch обнародовала доклад о положении иностранных рабочих в нашем отечестве. От всех других подобных работ нынешнюю отличает масштабность и четкая тематическая направленность. А особую остроту ему без сомнения придает фон острого экономического кризиса и спада в российской стройиндустрии. Ибо весь доклад целиком и полностью (ровно 105 страниц) посвящен «Эксплуатации трудовых мигрантов в российском строительном секторе».

Мы всегда относились к критике извне с особой обидой и раздражительностью. Они иногда оправданы, а иногда и, к сожалению, чаще всего - нет и скорее свойственны болезненным организмам, которые и сами понимают, что с ними не все в норме, но слышать об этом от посторонних не хотят. Хотя прислушаться стоило бы. По той простой причине, что кризис затрагивает не только и не столько гастарбайтеров, а также и «титульную нацию». В любые периоды кризисов то, что обкатывается сначала на мигрантах, затем переносится и «на своих». В России же, как показывает практика, для такого переноса даже кризисы не нужны. И гастарбайтерам, и титульным арбайтерам очень не помешает перестать воспринимать друг друга как «антитела» из несовместимых национальностей и культур. Хорошо бы было обратиться в то, о чем один очень умный британец сказал: «Здоровая нация так же не замечает живущих в ней национальностей, как здоровый организм позвоночника».

Пересказывать доклад – дело неблагодарное, потому что он: a) появился уже и в русском варианте; b) утомительное, поскольку, хотя там и собрано много интересных фактов, но все равно читается это не так увлекательно как любимая книга всех российских гастарбайтеров – «Гастарбайтер» Эдуарда Багирова; и c) россияне и так более или менее представляют, что это такое быть гастарбайтером, да еще в строительном секторе и что такое в строительном секторе права рабочих.

У русского варианта несколько казенное название. В полном, английском исполнении оно звучит гораздо литературнее: «Вам доставляет удовольствие обманывать нас? Эксплуатация трудовых мигрантов в российском строительном секторе». Это звучит как адресная посылка тому, кто этим и занимается и может быть она и дошла бы них, если бы таковых не было столь много.

В нескольких словах выводы доклада следующие. Никто точно не знает, сколько в России рабочих-мигрантов, включая нелегалов. По данным Human Rights Watch их может быть от 4 до 9 миллионов (по другим данным их может быть до 12 миллионов). Большая часть – 40% - занята в строительной индустрии. Для всех проблемы одни и те же: работа без контрактов, невыплата или недоплата денег, полное бесправие на стройплощадке и еще более полное бесправие вне ее (оскорбления, незаконные преследования со стороны милиции и т.д.), поборы, обман со стороны строительных компаний, агентств по найму. Какое число из вышеупомянутых считать наиболее приближенным к действительности никто сказать не может. А если учесть, что армии, полки, роты и т.д. мигрантов имеют обыкновение очень быстро, скачкообразно, трансформироваться из легальных - в нелегальные и наоборот, то картина получается не чище, чем наши стройплощадки весной и осенью. В докладе российское правительство настоятельно призывают заставить работодателей соблюдать российские же законы, права гастарбайтеров, которые были приглашены на работу в Россию. А правительство этого не делает. И ведь не делает же.

Для тех, кому от внешней критики обязательно требуются бальзамирующие примочки, можно сказать, что нам, в общем и целом, еще повезло. Во-первых, Россию критикуют, но Россию критикуют не так, как скажем, Китай. Ему Human Rights Watch посвятила специальное исследование по проблеме мигрантов и экономическому спаду еще в январе. Если бы не Китай, то нам было бы еще хуже. При китайских масштабах иностранной рабочей силы – 150 миллионов человек (!) – и нарушения там тоже загоризонтные. Но, в общем, все то же – и бесправие, и невыплата денег, и незащищенность, и поборы со всех сторон. Было бы, конечно, хорошо, если бы китайскими океанами критики можно было залить наши горестные моря, но делу это никак не поможет. У России, кстати, самое большое мигрантское население за пределами Азии, если не считать США. Правда, в США гораздо точнее знают, сколько там работает иностранных рабочих. Поскольку учет и контроль поставлен на удивление хорошо. Даже несмотря на то, что массы нелегалов все же просачивается через пористые, особенно южные границы.

Можно, конечно, утверждать, что, мол, надо дифференцированно, что правительство делает все, что может, но не может уследить за всеми недобросовестными работодателями. Надо в общем, чтобы «котлеты – отдельно, а мухи – отдельно». Но как то все не получается у нас по отдельности ни с первым, ни со вторым.

Все создается такое впечатление, что эти самые «котлеты и мухи» у нас производятся в одном аппарате. И одно идет в нагрузку к другому. Когда «одна рука» регулярно производит изымание нелегальных мигрантов из обращения на рынке труда, а «другая рука» (из того же причем или сопредельного ведомства) так же регулярно возвращает «изъятых» на тот же рынок уже через день-два, то это уже никак не «отдельно», это уже «котлеты и мухи» только попарно. Для того чтобы убедиться, как отточен этот механизм не надо и ходить далеко. Вернее, ездить. Надо просто спуститься в метро и посмотреть вагоны сплошь заклеенные объявлениями о «регистрации», «разрешениях», «медкнижках». Это, так сказать, мошенничество «малых форм». Навряд ли еще остались такие наивные россияне, которые сомневаются в наличии и «больших форм». Стоит также проехаться по Рублевскому шоссе и убедиться, кто там и что строит. Впрочем, Рублевское шоссе это не совсем или совсем не Россия.

Никто из Human Rights Watch вовсе не призывает сразу по прибытии мазать всех иностранных рабочих медом. Спору нет, - рынок труда в одной отдельно взятой стране, особенно во время кризиса, вовсе не должен превращаться в прилавок, отрытый для всех, некий «шведский стол». Да и приезжим неплохо было бы не только требовать толерантности и уважения, но и впитывать хотя бы часть традиций и культуры принимающей нации. Но, с другой стороны, кто собственно сказал, что у нас каждая стройка должна становиться «неким таинственным островом». Причем таким «куском суши», хозяева которого (строительные компании, подрядчики, муниципальные власти, иммиграционные органы, МВД, пожарные, санитарные и вообще все регулирующие), регулярно удивляются тому кто, откуда, сколько, в каких условиях и почему работает и живет на их стройках, в недостроенных гаражах, подвалах, вагончиках, сараях и т.д? И там же иногда горит. И вообще, куда на наших стройках зарыты наши же законы?

Я вот совсем недавно видел по телевидению милейший репортаж, в который сам бы не поверил, если бы мне о нем рассказали. В этом сюжете вещали о том, что скоро на вооружение наших «отлавливающих» незаконных стройарбайтеров служб поступят новенькие беспилотные разведчики. Они могут запросто облететь любую стройку и показать, в каком именно месте забора выходят «нелегалы», когда в другом месте забора входят проверяющие. Это были, заметьте, не границы государства. Это были заборы строек. Это было совершенно серьезно. Может по ним еще и нанотехнологиями?