От кризиса можно уехать. Если не на Гоа, то в российскую глубинку. Компании, закончившие год чуть благополучнее конкурентов, занялись укреплением представительств на местах. Подешевевшие московские кадры найдут пристанище в регионах.

 «Производственные компании всегда остро нуждались в профессиональных кадрах, но московские менеджеры были для них слишком дороги. Но ситуация на рынке труда сделала их сговорчивее, - комментирует директор Lyte Recruitment Нана Матецкая. - У уже нас появился заказ от крупного российского завода на комплектацию региональных офисов». Регионам по-прежнему требуются управленцы, финансисты, внутренние аудиторы, продавцы. Предложение сменить место жительства делают и финансовые институты. Один из российских банков, пользуясь случаем, набирает штат для своих отделений в Белоруссии и Армении. Московские специалисты интересны работодателю широким набором профессиональных компетенций, кругозором, опытом решения масштабных задач.

До столичных звезд постепенно доходит, что провести трудное время в провинции даже полезно: можно заработать звезды на фюзеляже, в то время как соперники будут терять квалификацию, оставаясь не у дел. «Конкуренция на рынке обостряется, предложения поработать за пределами Москвы выглядят все более резонными и принимаются с большим энтузиазмом, - замечает специалист Pynes & Moerner Елена Биренберг. - Требования к работодателю снизились: специалисты уже не зацикливаются на исключительной комфортабельности своего пребывания в другом городе, их интересуют, во-первых, сама возможность работать, во-вторых, трудность поставленных задач».Более четко тенденция обозначится к марту-апрелю, когда компании подведут окончательные итоги 2008 года, рассмотрят возможности развития в период кризиса и примут решения о найме; ситуация на столичном рынке труда, по всей видимости, усугубится.

Но работодатели, надеющиеся пополнить штат хорошими и дешевыми сотрудниками должны учитывать: далеко не все люди, находящиеся сейчас в свободном доступе являются ценными находками. «Мы пытаемся втолковать это своим клиентам. Те убеждены, что на рынке сейчас полно брэндовых специалистов за три копейки, - комментирует менеджер департамента «Бухгалтерия и финансы» Antal International Артем Васильев. - Профессионалы, на которых держатся компании, и вытаскивают их из кризиса, не становятся дешевле. Хотя, возможно, их вознаграждения и перестали расти. Многие из тех, кто сейчас остался без работы, был сброшен предприятием как балласт. Поэтому нужно очень хорошо подумать: стоит ли брать этот балласт к себе на борт, пусть даже и недорого».