
Настроение российского общества стало стремительно портиться — такие результаты получены «Левада-центром» в ходе последнего репрезентативного опроса населения России, проведенного 12-15 декабря нынешнего года. В декабре 2008 г. индекс социальных настроений (ИСН) снизился на 17% по сравнению с сентябрем нынешнего года. Если же отсчитывать от исторически максимального значения ИСН в марте нынешнего года, то падение составило 21%. Темпы впечатляют, они уже сопоставимы с пиком падения настроений, который пришелся на сентябрь 1998 г.
Еще в середине 90-х гг. исследовательский коллектив «Левада-центра» разработал сводный показатель динамики общественных настроений, который мы назвали индексом социальных настроений. Для расчета этого показателя в ходе репрезентативных исследований общественного мнения населения России задаются 12 специально разработанных вопросов. ИСН учитывает представления людей о четырех основных составляющих: личная сегодняшняя жизнь семей, ситуация в стране в целом, оценка деятельности властей, а также ожидания относительно ближайшего будущего. По каждой из этих составляющих рассчитывается частный индекс, а все четыре индекса обобщаются в сводный ИСН. Такая конструкция индекса социальных настроений позволяет проанализировать влияние отдельных факторов на формирование общественных настроений в целом.
Экономическая наука уже давно признала, что субъективные настроения людей существенно влияют на действие экономических законов, соответственно, своевременный и адекватный учет этих настроений оказывается существенным фактором экономического развития. Более того, опыт развитых стран уже многие десятилетия демонстрирует, что регулярное отслеживание динамики настроений потребителей является хорошим подспорьем для краткосрочных экономических прогнозов. От уровня оптимизма населения существенно зависит характер экономического развития, поскольку он непосредственно влияет на важнейшие экономические факторы — состояние рабочей силы, уровень платежеспособного спроса, сберегательное поведение и многое другое.
Измерение индексов потребительского доверия, потребительских настроений прочно вошло в практику этих стран. Публикация свежих данных о динамике настроений потребителей вызывает такой же интерес, как и появление статистических сводок о состоянии ключевых экономических параметров (инфляции, безработицы и т. п.).
Индексы настроений потребителей строятся на основе данных опросов населения с помощью того же инструментария, что и другие исследования общественного мнения. Такой способ получения исходных данных обеспечивает независимость и оперативность информации, дает возможность непосредственного учета мнений самых широких слоев населения. Регулярное обобщение данных таких опросов позволяет измерять, как меняются общественные настроения, позволяет предвидеть ближайшие изменения.
Построение различных сводных индикаторов на базе данных опросов общественного мнения уже давно вышло за рамки изучения собственно поведения частных потребителей, которое первоначально ограничивалось проблематикой материального положения семей и покупательских настроений. Широко распространилось построение общих сводных индикаторов, в которые включается более широкий круг важных для жизни людей тем — оценка работы властей, ожидания безработицы и т. п. Причина тому — все более укореняющееся понимание тесной взаимозависимости различных сторон жизни и признание возрастающего влияния субъективных факторов. Исследователи «Левада-центра» ведут регулярные наблюдения разработанного нами индекса социальных настроений с начала 1995 г.
Нынешнее ухудшение общественных настроений в России вряд ли кого-то может удивить, учитывая складывающуюся кризисную ситуацию. Вопрос в том, насколько они ухудшились и за счет чего в первую очередь.
На сегодняшний день оценки текущей ситуации — собственной жизни и положения в России — снизились чуть менее заметно, чем ИСН в среднем (на 16%). Индекс текущего положения семьи преимущественно отражает социально-экономические аспекты ее жизни, в то время как индекс положения в стране в целом — в равной мере и экономические, и политические. Поэтому важно отметить, что относительно умеренное снижение частного индекса положения России обеспечено за счет оценок политической ситуации в стране, которые мало изменились за последние месяцы (снизились только на 3%). В это же время представления людей о текущем состоянии экономики страны радикально ухудшились — они снизились на четверть (25%).
Более всего ухудшились перспективные ожидания людей: индекс ожиданий упал на 21%. Это показывает, что сейчас люди не просто видят и уже ощущают на собственном опыте кризисные явления в экономике страны. Опережающее снижение перспективной составляющей в динамике общественных настроений подчеркивает усиливающийся пессимизм и неуверенность в завтрашнем дне.
Сегодняшнее нарастание общественного пессимизма было бы еще более значительным, если бы не накопленный за годы благополучного развития страны запас доверия к первым лицам государства. Несмотря на преимущественно символический характер этого комплекса надежд и чаяний, его роль в формировании субъективных настроений остается очень сильной. Годы экономического процветания прочно ассоциируются с действующей властью, а прагматический анализ эффективности конкретных мер и действий, предпринимаемых властями, не в состоянии конкурировать с идеальными образами. Сейчас это выражается в том, что субъективные оценки деятельности власти в кризисной ситуации снизились менее всего — индекс оценки власти упал на 9%.
Важная функция сводного индикатора общественных настроений состоит в том, что он показывает, как будет развиваться ситуация в ближайшие месяцы. Как уже упоминалось, сегодняшнее падение ИСН по масштабам сопоставимо с началом осени 1998 г. Однако тогда ведущим фактором нарастания пессимизма были оценки личного положения семей, а ожидания на будущее даже улучшались! А уже в ноябре 1998 г. индекс социальных настроений стал расти. И это в ситуации, когда экономические индикаторы еще не указывали на то, что самые трудные времена пройдены. Думается, что этот положительный настрой общества, зафиксированный измерениями индекса социальных настроений, явился важной основой выхода из кризиса 10-летней давности. Характер нынешнего ухудшения общественных настроений пока не позволяет рассчитывать на скорый перелом ситуации в стране. Но есть надежда, что, как и 10 лет назад, ИСН первым позволит увидеть свет в конце кризисного туннеля.