Безработица в России стала массовой. Если еще месяц назад сокращения охватывали в основном финансовый сектор, то сегодня под них попали работники почти всех отраслей. В течение первой половины 2009 года работу могут потерять до 6 млн человек.

Сокращения начались в конце сентября в финансовой сфере, затем кризис перекинулся и на реальный сектор. В октябре – декабре новости о сокращениях в различных компаниях поступали чуть ли не каждый день. Безработица охватывает целые отрасли и регионы.

Еще недавно центр занятости населения Тольятти бодро рапортовал: уровень безработицы стал самым низким за последние 10 лет и продолжает снижаться. В сентябре он составлял 0,45% от числа работоспособных граждан, а это всего 2 тыс. человек. Уже совсем скоро эта цифра вырастет в разы. Как рассказал руководитель тольяттинского центра занятости населения Владимир Багаев, в феврале следующего года с «Тольяттикаучука» будут сокращены более 1 тыс. человек, «АвтоВАЗ» планирует уволить еще 3200 человек. В настоящее время около 250 предприятий региона подали заявки на сокращение персонала. А это значит, что в начале 2009 года работу потеряют более 10 тысяч человек, заявил на днях руководитель департамента государственной службы занятости населения Самарской области Николай Грищенко.

В Ростовской области 22,6 тыс. безработных, отмечает начальник управления Государственной службы занятости населения региона Лидия Ткаченко. За последний месяц их численность выросла на 1100 человек. Более 300 предприятий области заявили о планируемых в декабре – январе увольнениях 3070 человек. Только завод «Ростсельмаш» намерен сократить 1300 сотрудников. Предполагается, что 80% сокращений произойдут на промышленных предприятиях, 10% – на предприятиях транспорта и связи, 8% – в торговле, столько же – в сельском хозяйстве.

В Саратовской области, по прогнозам, в первом квартале 2009 года будут сокращены 7 тыс. работников, 1,5 тысячи отправят в неоплаченные отпуска, еще 10 тыс. переведут на неполную рабочую неделю.

Особенно тяжелая ситуация складывается на градообразующих предприятиях в регионах, где рынок труда зависит в основном от промышленности.

«Поскольку Свердловская область – регион промышленный, то падение объема производства привело к сокращению налоговых поступлений в бюджет. И первый фактор отразился на занятости, второй – на состоянии бюджетной сферы», – рассказал «Газете.Ru» председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских. По его словам, в машиностроении, металлургии и строительстве сокращено от 30 до 40% персонала.

Цифры официальной статистики показывают не такую страшную картину. «Обвальной ситуации на рынке труда мы не ждем. На начало декабря в России было уволено 30 тыс. человек, из них 14 тыс. вновь трудоустроены», – на днях сообщил председатель Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) России Михаил Шмаков. По данным работодателей, предоставленным ФНПР, в следующем году сокращены будут около 200-250 тысяч человек. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова дает более пессимистичную оценку: по ее словам, из-за кризиса в следующем году будет уволено до 10% работающих россиян. Если учесть, что в России 76 млн экономически активного населения, из них около 70 млн трудятся, то получается, что работу потеряют 7 млн человек. Независимые эксперты называют еще более страшные цифры. «Только в первом полугодии 2009 года под сокращения попадут 5–6 млн человек», – говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Хорошилов.

Масштабы сокращений и сейчас значительно превышают официальные данные, в один голос говорят опрошенные «Газетой.Ru» кадровые агентства.

«Приведенная статистика – лишь самая верхушка айсберга, реальные цифры в разы, если не в десятки раз, больше»,

– отмечает руководитель отдела по связям с общественностью AVANTA Personnel Надежда Ляховская. Расхождение в цифрах эксперты объясняют несколькими факторами. Во-первых, нет общей оценки рынка труда. «Данные поступают из разных секторов, и каждый день ситуация меняется», – говорит Хорошилов. Во-вторых, далеко не все уволенные обращаются за пособиями по безработице или в организации по трудоустройству. И, кроме того, предприятия предпочитают увольнять работников не по сокращению.

«Нас просили подписать бумаги, что мы уходим по собственному желанию, а не по сокращению штатов. При этом руководство давило на жалость, говорило, что если сейчас с нами расплатится в соответствии с законом, то есть выплатит все отступные, которые полагаются при сокращении, то предприятие разорится. Нас призывали подумать о тех сотрудниках, которые остаются, их детях», – рассказывает  сотрудник крупной региональной компании сектора легкой промышленности.

Формулировка «по собственному желанию» или «по соглашению сторон» выгоднее для компании с финансовой точки зрения. При расторжении трудового договора в связи с сокращением персонала увольняемый работник должен быть предупрежден о этом за два месяца, а затем получить выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Кроме того, компания продолжает платить бывшему сотруднику, пока он ищет работу через биржу труда (не свыше двух месяцев со дня увольнения).

Желая сэкономить, предприятия не брезгуют и угрозами. «Начальство требовало написать заявление об уходе по собственному желанию. Тем же, кто отказывался, говорили, что все равно найдут способ нас уволить»,

– жалуется сотрудница крупного предприятия, занимающегося поставками сантехнического оборудования, из подмосковного города Видное. Всего уволили порядка 80% сотрудников, рассказывает она, оставшимся сократили зарплату на 15–20%, при этом объем работы уменьшился незначительно. «Мне пришлось написать заявление об увольнении по соглашению сторон, хотя мой контракт заканчивался в феврале 2009 года. В противном случае меня обещали уволить «по статье». Хорошо еще, что выплатили зарплату за один месяц, мои знакомые в других компаниях уходили с такой же формулировкой и не получили ничего», – рассказывает маркетолог ростовской девелоперской компании Марина.

«Мне позвонили с работы и сообщили, что я должна приехать в офис и написать заявление об увольнении, – рассказывает находящаяся в декрете Наталья, начальник маркетингового отдела одного из ростовских предприятий. – Я знаю, что это незаконно. Во время встречи с руководителем выяснилось, что почти весь мой отдел разогнали, а меня приглашают срочно выйти на работу. Получается, что за прежнюю зарплату я должна буду работать за пятерых. Я сказала, что это невозможно – у меня маленький ребенок, и я физически не смогу выполнять то, что раньше делал целый отдел. Через некоторое время я получила официальное уведомление о том, что моя зарплата со следующего года уменьшится в несколько раз и составит 5 тысяч рублей».

Юристы настоятельно советуют не подписывать подобные заявления и пытаться найти компромисс. «Конечно, работодатель постарается всеми формальными и неформальными способами изжить недовольного сотрудника. Тогда можно обратиться в суд», – комментирует партнер юридической фирмы Lidings Татьяна Бичева. После Нового года суды будут просто завалены, прогнозирует она.

Однако доказать, что работодатель давил на работника, практически невозможно. Подобные разговоры происходят тет-а-тет, а в суде необходимо предоставить документально подтвержденные доказательства или свидетелей. Кроме того, судебные издержки могут составить около 50 тыс. рублей, в том числе затраты на адвоката.