Недавно Росстат обнародовал удручающие сведения о росте безработицы в стране и об увеличении задолженности по заработной плате, после которых данные соцопросов о том, что россиян в целом мировой финансовый кризис пока не затронул, кажутся, мягко говоря, натянутыми. На этом фоне уже зазвучали голоса об уголовной ответственности руководителей организаций за задержку оплаты труда.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 ноября общая задолженность по выплате заработной платы достигла 4,024 млрд рублей (это коснулось примерно 300 тысяч работников). Рост суммы задолженности в октябре составил 33,4% (тогда как в сентябре всего 2%). Комментируя эти данные, бывший министр труда Александр Починок заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что невыплата зарплаты чревата уголовным преследованием для работодателя.

Такая статья в Уголовном кодексе действительно существует. Максимально за задержку зарплаты на срок свыше двух месяцев руководителю организации либо работодателю физическому лицу грозит лишение свободы на срок до 2 лет, а при наличии тяжких последствий до 7 (предусмотрены также альтернативные наказания в виде штрафов и запрета занимать определенные должности).

Однако г-н Починок забыл о непременном признаке данного преступления, названном в ст 145.1 УК РФ, без которого уголовная ответственность за задержку наступить не может: наличие у работодателя корыстной или иной личной заинтересованности. Тогда как сегодняшняя задолженность, по крайней мере ее рост, по единодушному мнению экспертов, обусловлена увеличением неплатежей между предприятиями. В чем же личная заинтересованность руководителя компании, которая и так стоит на грани банкротства?

Выбор у него остается небольшой либо задерживать зарплату, либо увольнять сотрудников. Последнее лично для руководителя безопаснее во всяком случае, срок за это не грозит. Представляется, что подобные комментарии могут способствовать паническим настроениям, в результате чего на улице окажется еще больше людей.

Правительство, правда, увеличило размер максимальной величины пособия по безработице на 2009 год до 3400 рублей, однако очевидно, что это не решит проблему. Более эффективным в плане сохранения рабочих мест и выплаты зарплат было бы разрешение ситуации с кредитованием организаций и реальное снижение налогового бремени (хотя бы временное). И с этим следует поторопиться.