На прошлой неделе в стране России произошло сразу несколько знаменательных событий. Сначала власть в лице президента Дмитрия Медведева впервые официально признала, что в стране кризис.
Причем, уже кризис не финансовый, а экономический. Разница может быть и не слишком существенная, но она есть.
Если финансовый кризис означает резкое падение прибыли (а то и серьезные убытки) у банков, финансовых и управляющих компаний, а так же частных инвесторов, то экономический кризис – новая фаза, наступление которой означает перенос тех же проблем на "реальный" сектор. Результат – распродажа запасов сырья, сокращение производства и персонала. Под нож идет "офисный планктон", причем не только в банках и страховых компаниях. Крупные корпорации сокращают управленцев, маркетологов, пиарщиков, рекламщиков.
"Дефляция активов" – обвал фондового рынка и цен на биржевые товары (нефть, зерно, промышленные металлы) вылилась в дефляцию промышленную. Впервые за всю историю современной России индекс цен производителей рухнул в октябре месяце на 6,6%. Промышленное производство прекратило расти. Довершает унылую картину кризисной экономики стремительный взлет "цены денег" – ставок на межбанковском кредитном рынке. Стоимость однодневных рублевых кредитов выше 20% годовых, что свидетельствует об остром дефиците ликвидности.
Тут впору удивиться: и это после закачанных в банки ЦБ и Минфином триллионов рублей? Именно. Эти триллионы, за редким исключением, банки отнесли обратно в ЦБ, чтобы купить доллары, "сесть" на них и ждать девальвации рубля. Точно так же поступили и граждане: вычерпали (за редким исключением) свои вклады в банках, обратили их в доллары/евро, распихали по наволочкам и уселись на них "ждать кризиса"... Дождетесь!
Видимо экономический кризис влияет не только на экономику, но и на психическое, эмоциональное состояние человека. Страх потерять работу, лишиться привычного уровня жизни, оказаться несостоятельным должником ранит психику и ввергает человека в хроническое состояние тревожной неопределенности. Ситуация усугубляется тем, что во всем мире такое заболевание, как депрессия, выходит на первое место среди причин социально-экономических потерь.
Человек начинает пессимистически оценивать жизненные перспективы, его активность, в том числе и трудовая, снижается, постепенно утрачиваются профессиональные и личностные интересы – такую безрадостную картину нарисовал в частной беседе с автором специалист по психологии и психотерапии Министерства Здравоохранения РФ, пожелавший остаться неизвестным широкой публике. По его словам, депрессивный потенциал накапливается, в результате чего увеличивается количество психических и обычных заболеваний, растет число самоубийств.
В стране России ежегодно в результате суицидов гибнет около 50 тысяч человек. Более половины самоубийц страдает депрессией. Под наблюдением психиатров состоит около 112 тысяч человек или 2,6% населения. При этом на первом месте стоят не психотические расстройства, а в основном депрессии. По данным Минздрава России, уже сегодня до 25% населения нуждается хотя бы в разовом посещении психиатра. Из всех пациентов, посещающих обычных больницы, 30-50% имеют признаки психического расстройства, которые диагностируются только в 5% случаев.
Переживая последствия кризиса, люди испытывают стресс. А стресс – серьезный фактор риска. Уровень психической заболеваемости и социально-экономическая обстановка корреспондируются друг с другом. Если финансовые проблемы будут углубляться, то это скажется на повышении психической и соматической заболеваемости, а также, на уровне смертности. Более четверти смертей от "внешних факторов": травм, отравлений, ДТП в реальности происходят от душевного нездоровья человека. Если не принять продуманных мер по преодолению этих проблем, психические расстройства могут парализовать экономическое развитие России в целом.
Депрессии, невротические расстройства, как любую болезнь, легче предотвратить, чем вылечить. Одна из мер профилактики – приучение граждан к здоровому образу жизни. Это повышает стрессоустойчивость населения. Спрогнозировать, когда реально начнется всплеск заболеваемости депрессией, и какого уровня она достигнет, очень трудно. Как объясняют специалисты, ни медик, ни сам человек не знают, как отреагирует его организм на хроническую психологическую напряженность. Одних состояние кризиса заставляет мобилизоваться, раскрыть неиспользованные резервы, добиваться, казалось бы, невозможного. Но большинство людей реагируют иначе...
В состоянии стресса, а тем более, депрессии человек особенно подвержен эпидемиям паники, склонен принимать необдуманные решения. Необходимо понимать, что кризис – явление системное, преодоление кризиса требует также системных мер от отдельного человека. Государство принимает антикризисные меры в отношении банков, предприятий, но только не в отношении своих граждан. Это неправильно. С точки зрения психологов и психотерапевтов, главное отличие кризисов девяностых годов прошлого века от того, что происходит в мире сегодня, это готовность граждан в "прекрасные девяностые" изменять себя, отринуть прошлое, чтобы приспособиться к новым "условиям игры".
В девяностые без работы оставались работники ВПК: оборонных и машиностроительных предприятий, которые уже не получали зарплату годами и были готовы на все, чтобы выжить. Сейчас без работы остаются офисные работники, привыкшие к определенному уровню доходов, образу жизни, причем лишаются они этого в одночасье. Таким людям гораздо сложнее признать жесткую необходимость заниматься нелюбимым делом или не престижным, с их точки зрения трудом. Если человек не изменит систему ценностей и приоритетов, то, даже трудоустроившись, он будет переживать сильнейший стресс со всеми вытекающими последствиями.
В условиях кризиса психологи советуют развивать навыки позитивного мышления. Например, воспринимать смену работы или сферы трудовой занятости как возможность проявить себя, расширить набор умений и навыков. Необходимо изменить точку зрения на ситуацию по принципу "не было бы счастья, так несчастье помогло". Например, осознайте, что денег много не бывает, всегда хочется еще. А вот достаточно денег – вполне достижимое состояние. Обязательно переключайтесь на занятия, не связанные с работой. Спорт, хобби, жизнь семьи могут стать постоянным источником позитивных эмоций. Лучший способ отвлечь себя от финансовых проблем – смена рода деятельности!
Между тем, реальные масштабы влияния кризиса на душевное здоровье граждан можно будет оценить только через несколько лет после его завершения. В тяжелые периоды жизни общества психических расстройств, как это ни парадоксально, мало. Организм по общебиологическим законам мобилизует все ресурсы, работая на износ. А как только наступает облегчение, следует резкий рост психических расстройств. Это – отложенная по времени реакция общества на стресс. Поэтому – учитесь радоваться приятным событиям. Положительные эмоции надо холить, дорожить ими, не отпускать от себя, а плохое стараться тут же забывать. Наполняйте свою жизнь приятными событиями, создавайте их сами для себя. Необходимо также научиться отдыхать – полноценно и с удовольствием. Физическая активность, общение с природой, здоровый образ жизни важны для формирования психологической устойчивости, способности управлять своими чувствами – советуют врачи.
Сама профилактика депрессии, таким образом, может доставить изрядное удовольствие. Специалисты научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского советуют в качестве профилактики, например, потреблять бананы, орехи и шоколад.
И еще одна гирька на чашу антистрессовых весов – в момент кризиса ясно виден вектор дальнейшего движения: вперед и вверх (потому как в ж... мы уже были...) Двигаться надо, двигаться, вперед и с песней! И – с удовольствием!
Алексеев Сергей