Унификацию терминологии в российских нормативных актах и приведение ее в соответствие с международными требованиями (например, с терминологией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) можно только приветствовать. Но когда такие изменения касаются трудовых и пенсионных прав педагогов, которые работают с больными детьми, требующими особого подхода, нужна большая осторожность. Готово ли наше государство при внесении поправок в нормативные акты, судьбоносные для не самых социально защищенных работников-педагогов, следовать принципу "не навреди"?

В 2007 году законодатель решил изменить в некоторых законах формулировку "граждане (дети, воспитанники и т.п.) с отклонениями в развитии" на формулировку "граждане с ограниченными возможностями здоровья". Инициаторы поправок отметили недостатки в статистическом анализе ситуации с доступом к надомному, специальному коррекционному образованию детей-инвалидов, а также детей "с отклонениями в развитии" школьного возраста (7-18 лет) и назвали общее количество таких детей в Российской Федерации - 1,5 миллиона (около 4,5 процента детского населения страны). Также целью указанных поправок, в частности, в Закон "Об образовании", была названа дифференциация типов и форм образования для обучения такой категории детей.

Итак, поправки в законы "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" были внесены Федеральным законом от 30.06.2007 N 120-ФЗ. Параллельно введена соответствующая терминология в Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

В 2008 году правительство РФ занялось внесением аналогичных поправок в свои акты об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья. Выпущено постановление от 18.08.2008 N 617, которое вступило в силу с 4 сентября 2008 года.

Этим постановлением формулировка "с отклонениями в развитии" была заменена формулировкой "с ограниченными возможностями здоровья" в ряде типовых положений (о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении; о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением; об образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; об общеобразовательном учреждении и др).

Кроме того, постановлением N 617 в некоторые нормативные акты было введено понятие "психолого-медико-педагогическая комиссия". А минобрнауки и минздравсоцразвитию поручено до 31 декабря 2008 года утвердить положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

Введена формулировка "с ограниченными возможностями здоровья" и в постановления правительства, которые регулируют продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, продолжительность рабочего времени педагогических работников, предоставление в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогам госучреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений.

Образовательным учреждениям, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья, дано указание - привести свои уставы в соответствие с постановлением N 617 до 31 декабря 2008 г.

А вот вопрос с внесением "этических" поправок в нормативные акты, которые регулируют пенсионные льготы для педагогических работников, пока остался открытым.

Общеизвестна проблема подтверждения педагогическими работниками льготного стажа работы в образовательных учреждениях, дающего право досрочного выхода на пенсию. По Закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такой стаж составляет не менее 25 лет. При этом работа, профессия, должность, специальность и наименование образовательного учреждения, где работал потенциальный пенсионер, должны практически до буквы соответствовать формулировкам из списков, утвержденных постановлением правительства РФ от 29.10.2002 N 781.

На сегодня в постановлении N 781 пока фигурирует формулировка "с отклонениями в развитии", то есть этот документ пока не "унифицирован" в свете последних веяний. Как внесение поправок в этот документ, так и отсутствие оных в равной мере может повлиять на возможность педагогического работника в будущем подтвердить период работы в учреждении с "правильным" наименованием, дающий право на досрочную пенсию.

Хочется надеяться, что правительство предпримет все возможное, чтобы процедура регулирования нормативной базы (оттачивание формулировок) не помешала гражданам-педагогам доказывать потом тождественность наименований в документах, подтверждающих их трудовой спецстаж, наименованиям в нормативных актах, регулирующих в том числе пенсионные вопросы.

А педагогическим работникам мы на всякий случай все-таки напомним, что Пленум Верховного суда РФ в пункте 9 постановления от 20.12.2005 N 25 разъяснил следующее. Если гражданин не согласен с отказом пенсионного органа включить в специальный (льготный) стаж работы какого-либо периода, то вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

Конституционный суд РФ в Определении от 18.06.2004 N 197-О тоже разъяснил, что педагоги с вопросами о зачете спорных периодов работы в педагогический спецстаж для досрочной пенсии должны обращаться в суды общей юрисдикции.