Забота компаний о здоровье и благополучии сотрудников помогает заработать инвестиционные очки.

В последнее время в бизнес-сообществе стало модным внедрять стратегии корпоративной социальной ответственности (КСО). Главный стимул - необходимость удержать персонал. К такому выводу пришли эксперты из компании Grant Thornton, проведя исследование среди 7800 компаний по всему миру.

Понятие "корпоративная социальная ответственность" подразумевает выполнение компанией определенного набора обязательств. В частности, ими являются: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

Среди опрошенных компаний 65% назвали привлечение и удержание персонала главным фактором, стимулирующим развитие программ КСО. Причем в странах с низким уровнем безработицы, например в Дании, этот показатель составляет 89%. На втором месте оказалось управление затратами - за него отдали свой голос 63% респондентов. Потребность заручиться доверием и лояльностью клиентов (фактор "общественное мнение и формирование бренда") назвали стимулирующим фактором 56% предпринимателей.

В России удержание персонала также стимулирует к социальной активности подавляющее большинство бизнесменов (78%), и в этом российский предприниматель ничем не отличается от западного. При этом, как показывает опрос, большая доля российских предпринимателей назвала в качестве стимула для внедрения КСО "отношения с инвесторами". Российские компании вполне справедливо считают, что осуществление ими различных социальных программ добавит им очков с точки зрения инвестиционной привлекательности. "Для больших крупных компаний это вообще уже стало правилом хорошего тона - в годовом отчете любого банка можно найти раздел, посвященный осуществляемой в нем социальной деятельности", - замечает директор департамента корпоративных финансов Grant Thornton Иван Сапронов.

Интересен и рейтинг действий, предпринимаемых бизнесом в рамках программ КСО. Так, на первом месте оказались активная пропаганда здорового режима работы и благополучия сотрудников, на втором - предоставление возможности обучения и приобретения опыта, на третьем - предоставление сотрудникам равных возможностей вне зависимости от пола и национальной принадлежности.

Кстати, здесь российские и мировые компании абсолютно единодушны. Единственное, в чем российские компании сильно отстают от западных, - проведение мероприятий по повышению эффективности энергопотребления и улучшению контроля за отходами производства. Но этому есть логичное объяснение. "Электроэнергия в России сравнительно дешевая, поэтому для предприятий просто неэффективно тратить время и средства на повышение качества энергосбережения", - считает Иван Сапронов.