В последнее время стало модным обсуждать будущие законодательные поправки, которые «защитят» предпринимателей от рейдеров. Наиболее часто упоминаются, в этой связи, новации, направленные на ужесточение наказания за подделку учредительных документов, за вынесение неправосудных решений и т.д. Вместе с тем, остается в стороне вопрос, который, возможно, и не закрыл бы тему рейда на 100%, но все-таки существенно осложнил бы захватчикам жизнь.
О пресловутом человеческом факторе и его роли в возможной рейдерской атаке на предприятие рассказывает Эдуард Савуляк, директор московского офиса «Tax Consulting U.K.».
Действительно, ни для кого не секрет, что зачастую захват не обходится без «вербовки» рейдерами сотрудников или акционеров компании-цели и формировании из них так называемых инициативных групп, выступающих фактически в роли «пушечного мяса» в битве за собственность.
Как же рейдеры находят внутри компании сотрудников, которые помогают им в дальнейшем захватить предприятие?
Справедливости ради следует отметить, что большинство рейдеров-коммуникаторов (а именно они специализируются на первичном сборе информации о компании-цели, поиске конфликтов и на формировании инициативных групп) в прошлом - хорошие психологи или бывшие сотрудники спецслужб. Именно поэтому они нередко стараются играть на самых тонких струнах человеческой души. Впрочем, не брезгуя, тем не менее, и хорошо зарекомендовавшими себя приемами в виде банального подкупа и шантажа.
Но, как правило, рейдеры не ставят себе задачу, чтобы сотрудники компании-цели сделали за них всю «работу». Вполне достаточной услугой, ожидаемой от сотрудников, окажется свежий реестр и описание ситуации на предприятии. То есть, кто сколько зарабатывает, кто принимает решения или влияет на их принятие, какие существуют скрытые конфликты, скрываются ли доходы компании от налогообложения, какие «скелеты» есть в шкафу у генерального директора, главного бухгалтера, ключевых акционеров и т.д. Этой информации чаще всего бывает достаточно, чтобы успех захвата был предопределен.
Соответственно, и интерес рейдеры в основном проявляют к сотрудникам, которые потенциально имеют доступ к такой информации (как правило, это - секретари, кадровики, бухгалтеры, IT-специалисты). Не следует забывать, что «слить» реестр, интересующей рейдеров компании, могут не только ее сотрудники, но и персонал специализированной фирмы, которая этот реестр ведет. Соответственно, в компании-жертве об этом и знать не будут.
К сожалению, «черный рынок» реестров существует уже не первый год. Способствуют же наживе нечистых на руку сотрудников огромные суммы, которые рейдеры готовы платить. Цена реестра зависит от количества акционеров и может варьироваться в пределах от 2-3-х тысяч до 150 тысяч долларов. Отдельное «спасибо» в материальном выражении ожидает сотрудников, которые в перспективе будут совершать обход своих коллег и производить скупку акций или открытую агитацию «за новую власть». Как правило, в этой роли выступают бывшие сотрудники предприятия, находящиеся сейчас на пенсии.
Итак, рассмотрим, как именно рейдеры могут «зайти» на предприятие и кто же является тем кандидатом, на которого они постараются выйти в первую очередь для достижения своих целей?
Перечень сотрудников, с которыми рейдер захочет установить контакт:
- Сотрудник-мишень: Первые лица компании
- Облик рейдера: Журналист второсортного издания
- Цель рейдера: Как говорят рейдеры: «Тщеславие - наш любимый грех!» Появление в офисе человека с «корочками» журналиста - самый распространенный и недорогой способ проникновения на предприятие. Цель - понять, сколько может стоить компания как бизнес, либо как имущественный комплекс.
- Сотрудник-мишень: Первые лица компании, бухгалтеры, кадровики, IT-специалисты и секретари
- Облик рейдера: Новый, очень компетентный сотрудник («крот»)
- Цель рейдера: Один из самых дорогих способов проникновения на предприятие. Используется в масштабных проектах (от $50 млн.). Если на предприятие запущен «крот», значит первичный сбор информации о компании уже произведен. Более того, эта информация очень заинтересовала заказчика.
- Сотрудник-мишень: Сотрудники, стоящие в оппозиции действующему руководству, а также сотрудники, ведущие реестр акционеров
- Облик рейдера: Хороший парень
- Цель рейдера: Достаточно распространенный и сравнительно недорогой способ получения информации о предприятии. Основная цель - понять структуру акционеров, «заглянуть» в реестр, учесть возможные конфликты, выявить лиц, реально принимающих решения. Узнать, существует ли у действующего генерального директора поддержка в местных налоговых и правоохранительных органах. На основании косвенных признаков о заработной плате сотрудников можно определить цену покупки акций. Встретиться с неформальными лидерами предприятия, понять, из кого можно сформировать инициативную группу.
- Сотрудник-мишень: Сотрудники, стоящие в оппозиции действующему руководству, а также сотрудники ведущие реестр акционеров
- Облик рейдера: Работодатель
- Цель рейдера: Один из дополнительных и сравнительно недорогих способов получения информации о предприятии. Как правило, заманчивые предложения от «работодателя» получают сотрудники, связанные с ведением реестра акционеров, бухгалтеры и «оппозиция». Основная цель - понять структуру акционеров, «заглянуть» в реестр, учесть возможные конфликты, выявить лиц, реально принимающих решения.
- Сотрудник-мишень: Первые лица компании, сотрудники, стоящие в оппозиции действующему руководству, а также сотрудники, ведущие реестр акционеров
- Облик рейдера: Инвестор
- Цель рейдера: Не очень распространенный способ получения информации о предприятии. Причина в том, что этот способ требует участия «в массовке» целой группы коммуникаторов: инвестора (со всеми производящими впечатление атрибутами), водителя, секретаря, менеджера проекта и т.д.
Понять структуру акционеров, «заглянуть» в реестр, учесть возможные конфликты, выявить лиц, реально принимающих решения. Узнать существует ли у действующего генерального директора поддержка в местных налоговых и правоохранительных органах. На основании косвенных признаков о заработной плате сотрудников можно определить цену покупки акций. Встретиться с неформальными лидерами предприятия, понять, из кого можно сформировать инициативную группу. Все это рейдер сможет узнать просто -«взяв интервью» у первых лиц компании.
Очень часто сами руководители или их недалекие замы, польщенные неподдельным интересом к своей персоне, выкладывают всю подноготную и о своей компании, и о себе лично. Выявить рейдера в облике журналиста сравнительно просто. Если у «журналиста» при себе нет ничего, кроме сомнительных «корочек», журнал выпускается нерегулярно и в «электронной версии», а статей «журналиста» там нет вовсе - почти наверняка перед вами рейдер-коммуникатор.
Появление «крота» - предвестник скорого начала захвата компании. Основная цель «крота» - стать для коллектива своим, получить полный реестр акционеров, начать вербовку лидеров инициативных групп по скупке акций. Кроме этого, «крот» готовит аналитическую информацию для налоговых и правоохранительных органов о всех возможных нарушениях предприятия. С началом активной стадии захвата «крот» информирует заказчика обо всех инициативах, предпринимаемых генеральным директором компании в плане защиты.
Выявить «крота» можно. Такой сотрудник почти всегда является идеальным кандидатом для своей должности. Как правило, он обладает сверхкомпетенцией, но, при этом, готов работать за сравнительно небольшие деньги. Такой сотрудник очень общителен и ищет подходы к работникам бухгалтерии, сотрудникам, ведущим реестр акционеров, секретарям руководителей. Излюбленное место работы «крота» - IT-департамент, отдел кадров, бухгалтерия.
Общаться предпочтет с лицами, находящимися в «оппозиции» руководству компании. Знакомится с ними, как правило, «случайно». Перед дамами может предстать даже в образе «жениха».
Основная отличительная черта такого персонажа - патологический интерес к реестру акционеров.
Основная отличительная черта такого персонажа -интерес не к компетенциям сотрудника, и даже не к клиентской базе компании, а к реестру акционеров.
Кроме этого, игры «в инвестора» подразумевают как минимум месяц на то, чтобы произвести впечатление. Проводятся совместные мероприятия, встречи с чиновниками и банкирами, подготавливается «план», предусматривающий расширение производства и т.д. Основная цель - как и прежде, понять структуру акционеров, «заглянуть» в реестр, учесть возможные конфликты, выявить лиц, реально принимающих решения. Общаться предпочитает в основном с первыми лицами компании.
Основная отличительная черта инвестора - достаточно поверхностное знание производственного процесса предприятия, на которое он хочет потратить «уйму денег» и патологический интерес к реестру акционеров.
Таким образом, ситуации, когда рейдеры открыто вербуют или «покупают» сотрудников для захвата предприятия, возникают достаточно нечасто. Банальные должностные преступления сотрудников в пользу рейдеров, справедливости ради, также нельзя назвать сложившейся и устоявшейся практикой.
Вместе с тем, ситуации, когда сотрудники (как высшего, так и низшего звена) допускают преступную халатность в отношении информации, являющейся коммерческой тайной, встречаются, как говорится, на каждом углу.
В заключении хотелось бы обратить внимание читателей на следующий, теперь уже исторический, факт: одна из самых успешных рейдерских команд, промышлявших в Москве в период с 1998-го по 2007-й год, начинала как... компания, оказывающая услуги по уборке помещений. Уверены ли Вы, что в мусорных ведрах и на столах сотрудников вашей компании НЕТ НИЧЕГО ЛЮБОПЫТНОГО?