Если человека все время в чем-то обвинять, вряд ли у него в дальнейшем появится желание проявлять инициативу и вообще повысится производительность труда.

HR-менеджеры должны активно работать над введением в компаниях "культуры, свободной от обвинений".

Однако это совсем не значит, что люди не должны брать на себя ответственность за свои действия. Наоборот, в успешных организациях существует довольно четкая политика в отношении ответственности и подотчетности.

Если люди работают в обстановке поддержки и понимания, они всегда готовы признать свои ошибки и поучиться на этом опыте. Иногда серьезная ошибка заставляет человека, ответственного за нее, сделать самому себе профессиональное "харакири". И это правильно.

Но проблема заключается в том, что во многих организациях менеджеры, которые должны нести ответственность за действия своих подчиненных, предпочитают перекладывать вину на своих сотрудников, если дела идут неважно.

Конечно, HR-менеджеры должны развивать корпоративную культуру, когда все сотрудники готовы брать ответственность за свои действия на себя и не боятся этого делать. Но, в конечном счете, тон должны задавать именно руководители.