«В 2000 г. люди будут работать не более четырех дней в неделю, менее пяти часов в день. Шестимесячные отпуска станут давать без вопросов. Работу будут начинать в возрасте 25 лет, а выходить на пенсию в 47», – всерьез предсказывали полвека назад эксперты ООН. Прогноз не сбылся. Видимо, желание трудиться прописано в человеческих генах. Зато мы столкнулись с другим явлением. В мире все больше пожилых людей, и далеко не все готовы уйти на отдых. Возникла проблема – работодатели начали сознательно отсеивать пожилых кандидатов. В основном – из опасений, что такой сотрудник не будет «выкладываться на всю катушку». В нашей стране эта проблема стоит особенно остро. Как с ней бороться?

Пограничный возраст

80% объявлений о приеме на работу содержат ограничения по возрасту. Это незаконно. Согласно ст. 64 Трудового кодекса, любые требования к кандидатам, не связанные с их деловыми качествами, – дискриминация. На таких работодателей можно подать в суд.

Просматривая объявления о найме, несложно прийти к выводу: 35–40 лет – потолок карьеры. «Однажды ко мне на собеседование пришла молодая женщина с большим опытом работы в банковской сфере, – вспоминает Наталья Любавина, глава отдела Ситибанка. – Она начала рассказ о себе со слов «понимаю, что мне уже много лет…». Я спросила, сколько же это «слишком много». Оказалось, что всего 37».

Кстати, сами компании часто страдают не меньше тех, кого они завернули. Вот пример из реальной практики. Крупный российский холдинг искал главного технолога. Планку установили – не старше 35 лет. По разным причинам все кандидаты не подошли. Пришлось пригласить на собеседование специалиста значительно старше заявленного возраста. Уже через неделю человек был принят на работу, и вопрос о «возрастном пороге» больше не поднимался. Пока такие истории – исключение. Но их становится все больше.

«Сейчас больше возможностей для трудоустройства тех, кому за 40, чем это было, допустим, три года назад. Мода на «молодой персонал» (а это была именно мода), никак не связанная с реальными потребностями бизнеса, сегодня проходит», – уверен заместитель директора по персоналу компании БАТ-Россия Никита Вдовиченко.

Как остаться на плаву?

ЧТО определяет карьеру человека, переступившего порог 40-летия? Умение учиться. «Главное – не зацикливаться на одной сфере деятельности. Самыми защищенными в любых ситуациях оказываются люди, владеющие несколькими специальностями. Взгляните на свой опыт шире! Возможно, у вас есть какие-то знания и навыки, которые востребованы на рынке труда», – советует менеджер по персоналу компании «Смит Кляйн» Аркадий Черемцов.

Учиться никогда не поздно. В 48 лет доктор наук, профессор Александр Евпатьев решил полностью переменить свою жизнь – из лаборатории вычислительного центра, где он работал почти четверть века, перешел в крупную компанию, занимающуюся разработкой и продажами программ. Причиной столь резкого разворота стала низкая зарплата и проблемы со здоровьем: доктора прописали Александру, страдающему астмой, дорогое лекарство, а доходы не позволяли его приобрести. Прошло пять лет: теперь Евпатьев руководит отделом и считает, что вторая часть его карьеры складывается даже более успешно, чем первая.

Но все-таки дожидаться круглой даты не стоит. Специалисты рекомендуют заняться собой не позднее 35 лет. «После окончания вуза до 35 лет стоимость специалиста растет каждый год примерно на 10%. Просто потому, что он взрослеет и набирается опыта», – объясняет глава консалтинговой компании Михаил Томин.

Но после 35-летнего рубежа это правило начинает действовать в обратную сторону. Если специалист не получает дополнительного образования, не берет на себя все более сложные задачи, не повышает уровень компаний, в которых работает, то его зарплата «зависает» где-то до 45 лет. После чего начинает снижаться – в среднем на 10% в год.

Остановить этот процесс можно, только следуя известному принципу: «учиться, учиться и еще раз учиться». Многие думают, что это легко только на словах. Например, часто сорокалетние специалисты с «советским образованием» испытывают ужас, видя в анкете пункт «знание иностранных языков». Психологи успокаивают: нужен лишь запас усидчивости.

Алексей Саркисян, технический директор крупной строительной компании, взялся за английский язык только в 45 лет, когда устроился работать в международную фирму. Специфика работы требовала, чтобы специалисты не просто умели переводить технические тексты, но и могли свободно объясняться со своими иностранными коллегами. Чтобы овладеть языком, потребовалось два года. Зато эти знания очень пригодились годом позже, когда Александр решил попробовать себя в должности технического директора известной германской фирмы. Не последнюю роль сыграло, то, что уже на первой встрече с будущим работодателем он подробно изложил свои предложения по развитию бизнеса на английском языке. Неудивительно, что на собеседовании вопрос о возрасте будущего технического директора даже не поднимался.

Простой рецепт

КАК остаться на плаву даже в том возрасте, который называют предпенсионным? Единого рецепта не существует. Эксперты сходятся в одном: профессионал старшей возрастной группы при трудоустройстве должен избавиться от «маски неудачника». Важно показать себя грамотным специалистом и мудрым человеком, умеющим взаимодействовать с коллегами разного возраста.

Ни в коем случае нельзя воспринимать свой возраст, с одной стороны, как проблему, а с другой – как привилегию. Чем меньше поводов для тревоги и тем паче депрессии, тем меньше шансов остаться за бортом. Если на мозги не давит постоянный страх от наблюдений за «возрастным счетчиком», они не теряют способности впитывать новое.

С другой стороны, порой работник начинает считать свой возраст «профессиональным достижением». Он использует это как повод, чтобы отказывать более молодым коллегам в праве на инициативу. Зачастую человек сам не осознает происходящих в его характере перемен. В результате, попадая в молодой коллектив, он через некоторое время оказывается в изоляции, а у работодателя появляется повод заявить: «Те, кому за 40, не могут работать в команде».

И в заключение о ловушке, в которую зачастую попадают люди, долгое время занимающие одну и ту же должность. Специалист, несколько лет выполняющий примерно одинаковый комплекс работ и чувствующий себя достаточно благополучным, уже не испытывает потребности в профессиональном росте. Этой «болезни» подвержены люди всех профессий и рангов. Но в один прекрасный день они вдруг понимают, что их представления о том, что и как нужно делать, устарели. Хорошо, если это понимание приходит до того, как об этом догадается работодатель. Рецепт один – как можно скорее взглянуть на себя со стороны.