У российского среднего класса наконец-то появился, действительно, "среднеклассный" признак - два автомобиля на семью.

До этого условием для попадания в него по-прежнему служила старая советская триада достатка - "квартира, машина, дача". Именно эти три признака в сознании большинства людей и пропускали в слой "не богатых и не бедных".

Долго существовавший в 90-е годы в границах, метко определенных одним из известных московских интеллектуалов - "могу купить любую еду, но не могу купить квартиру" - средний класс, по мнению экспертов, в последнее время не столько растущий, сколько богатеющий похоже, теперь пытается по-другому обозначить свои границы.

Правда, как всякий класс он измеряется скорее стилем жизни, чем доходными и имущественными показателями. Например, два давно отказывающихся заводиться "Форда" в арендуемой ракушке, вряд ли послужат "льготным билетом" на вхождение в средний класс. А вот возможность объехать полмира в поисках рафинированных туристических впечатлений - это тот самый льготный билет, причем не только по российским, но и по западным меркам.

Но как бы ни различались мерки, в среднем классе неизменно одно, он символизирует устойчивость общества и демонстрирует, что дорога в сторону богатства по большому счету ни для кого не закрыта. Поэтому тема эта стоит сегодня в повестке дня самой крупной партии в России и вписана почти как социальное задание в стратегию общественного развития страны.

Сегодня к среднему классу себя относят 30 процентов россиян, из них только 4 процента уверены, что принадлежат к этому классу, и 26, что "скорее принадлежат". Молодые россияне (до 35 лет), которые, как правило, смелее и в поступках и в воззрениях, идентифицируют себя со средним классом чаще (41-42 процента), чем опрошенные 35-59 лет (27-33 процента). Среди тех, кому 60 и больше лет, смогли отнести себя к "среднему классу" лишь 13 процентов опрошенных.

24 процента опрошенных полагают, что им удастся стать его представителями в ближайшие годы (правда, уверены в своем прогнозе только 3 процента). Оптимистов, надеющихся в скором времени "влиться в ряды" среднего класса, среди молодежи до 35 лет насчитывается 38-39 процентов, среди опрошенных 35-59 лет - 20-24 процента, среди людей 60 лет и старше - 10 процентов.

"Народный" рецепт увеличения среднего класса не очень сложен. 32 процента опрошенных предлагают повысить уровень доходов граждан. 9 -10 процентов считают, что для этого надо снизить инфляцию, стабилизировать положение в экономике и увеличить количество рабочих мест. 4-5 процентов предполагают, что рост среднего класса зависит от борьбы с коррупцией, доступности жилья и хороших условий для работы среднего и малого бизнеса.