Можно ли заставить сотрудника работать эффективнее, и как это сделать правильно? Очень часто работодатели в качестве основной, а нередко и единственной системы мотивации сотрудников рассматривают денежное премирование за работу и депремирование, удивляясь отсутствию ожидаемого эффекта. 

Задайтесь вопросом: «Довольны ли ваши сотрудники распределением зарплат? Считают ли его справедливым»? Ответ может содержаться в текучке кадров. Если она присутствует и происходит постоянно, значит пора что-то менять. Попробуйте начать с системы мотивации. 

Об этих системах пора забыть:

Многие организации пользуются сложившимся годами тарифно-окладным принципом оплаты труда. К сожалению, реалиям сегодняшнего дня она уже не отвечает. Обратите внимание, премиальную часть сотрудники воспринимают как должную доплату за отсутствие погрешностей на работе, а чтобы получать зарплату больше, нужно занять должность повыше. 

Не оправдывает себя в современных реалиях и система процента с продаж. Зарплату можно резко поднять с крупных сделок и незаслуженно потерять из-за небольших продаж, которые компании также необходимы. Второй нюанс – сезонность. На пике продаж зарплата незаслуженно велика, а в неблагоприятные периоды – крайне низкая.

Итог обоих примеров – эффективность труда растет крайне медленно, либо не растет совсем.

Будущее за гибкими технологиями

Иной подход предполагают современные системы поощрений и принципы оплаты труда. Они базируются на четырех основных принципах.

  1. Система стимулирования должна быть справедливой и понятной работнику;
  2. Размер зарплаты должен быть связан с результативностью продаж или повышением производительности труда;
  3. Стимулирующие выплаты, премии и бонусы должны быть увязаны с результатами отдела или подразделения, а также с личными результатами сотрудника. Бонус за выполнение индивидуальных планов – одна из действенных составляющих стимулирования. Сотрудник перевыполняет план и получает дополнительный заработок.
  4. Выстроить позитивный микроклимат, помочь раскрывать способности на максимум сотрудникам поможет немонетарная система поощрений. Это корпоративные скидки, социальный пакет, мерч, путевки и абонементы, подарки для детей сотрудников.

Согласно данным российских экспертов-аналитиков, при переходе на современные системы мотивации прибыльность компании можно повысить на 5-50%. Выгоду получают и сотрудники, для них это шанс увеличить личный доход на 4-30%. Главное – не допускать ошибок.

Типичные ошибки при мотивации:

  1. Недостижимые бонусы. Требования к эффективности должны быть реальными, в противном случае, сотрудник будет попросту демотивирован. 
  2. Обратная ситуация с гарантированными бонусами. В этом случае у сотрудника попросту не будет стимула совершать лишних действий, ввиду того, что премию он и так получит.
  3. Премирование за «чужую» работу тоже будут не лучшим решением. Это типичный пример, когда за результат отдела поощряют, сотрудников к этому итогу не причастных. Незаслуженный бонус для одних сотрудников, может вылиться в обиду для других.
  4. Немонетарная мотивация. Некоторые категории сотрудников будут работать эффективнее

Воспользуйтесь этими принципами при мотивации сотрудников и обратите внимание, насколько результативнее станет их труд. Помните, что любая система мотивации строится индивидуально, а каждая перспективная и продуманная система со временем теряет эффективность. Как понять, когда пора вносить изменения в действующую систему мотивации, определить какие элементы системы больше не работают, и чем их заменить вам подробно расскажут на специальном курсе. Не забудьте записаться. Эффективно управляйте компанией, и не совершайте ошибок.