Россиянам ограничат доступ к водке и сигаретам.

Алкогольный и табачный бизнес понесут потери, а вся экономика, напротив, выиграет, причём в долгосрочной перспективе. Это произойдёт в том случае, если в России в 2,5 раза будет сокращено количество магазинов по продаже спиртного и сигарет.

В таком случае на 100 тыс. человек придётся 50 розничных точек. Экспертный совет при правительстве предложил установить такой лимит в зависимости от численности населения региона либо его площади. Речь об этом идёт в отзыве на проект «Укрепление общественного здоровья», который входит в нацпроект «Демография», пишут «Известия». В середине октября документ за подписью члена совета Дарьи Халтуриной был направлен министру труда и социальной защиты Максиму Топилину.

Ущерб для экономики

В нём, в частности, говорится, что сейчас в РФ на 100 тыс. человек приходится более 120 магазинов по продаже алкоголя и табака, тогда как в скандинавских государствах — в среднем 15 магазинов. Как уже писал News.ru, Россия относится к странам — лидерам по количеству употребляемого спиртного на человека. Наркологической службой РФ зарегистрировано около 2,5 млн больных алкоголизмом — это почти 2% от общей численности населения. По подсчётам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проблема наносит любой стране, независимо от её экономического потенциала, ущерб в размере от 2% до 5% ВВП. В России ежегодные убытки, по данным Общественной палаты, составляют около 1,7 трлн рублей. 

Между тем рыночные условия для продавцов крепких напитков и табачных изделий ужесточаются из года в год. После объявленной в 2009 году тогдашним президентом Дмитрием Медведевым новой антиалкогольной компании была впервые введена минимальная розничная цена на водку, акциз вырос более чем вдвое — с 210 рублей за 1 л чистого спирта до 500 рублей в 2014-м, пиво приравняли к алкоголю, места и время разрешённой продажи таких напитков существенно ограничены. В 2013 году был принят «антитабачный» закон, разрешивший курение и продажу табака только в строго определённых местах. 

Продажи растут

В выручке любого магазина доля алкоголя доходит до 20%, а в кризис — до 25%. Для сравнения: доля молочной продукции, а также категории «фрукты-овощи» составляет по 10% каждая, говорит председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. По его словам, продавцы стремятся получить лицензию на продажу спиртных напитков ещё и по той причине, что алкоголь формирует дополнительный трафик покупателей, людей, приобретающих заодно продукты. 

Поскольку водка, несмотря ни на что, остаётся стратегическим и народным товаром, на неё сохраняется стабильный спрос. С начала 2018 года её розничные продажи в России выросли почти на 10%, свидетельствует информационный обзор Аналитического центра при правительстве «Рынок алкоголя в III квартале». 

По щелчку пальцев

«Всё хорошо в меру. В своё время горбачёвская антиалкогольная кампания привела к резкому сокращению числа точек продаж, после чего стали возникать совершенно безобразные очереди за спиртным, драки, торговля местами в этих очередях. Нынешняя попытка сократить потребление алкоголя „по щелчку пальцев“ за счёт сокращения количества магазинов приведёт к непониманию со стороны населения, к появлению нелегальных каналов продаж», — заметил в беседе с News.ru руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. 

По его словам, Центр предлагает ввести в магазинах специализированные отделы для алкогольной продукции, которые будут соблюдать определённые ограничения по времени продаж, и куда будет запрещён вход несовершеннолетним. Кроме того, считает Шапкин, нужно вводить лицензирование на продажу пива, поскольку именно этот алкогольный продукт продаётся больше всего. Это автоматически повлечёт за собой сокращение числа торговых точек. 

Позиция АКОРТ

Глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков, в свою очередь, сообщил News.ru, что пока инициатива не оформлена в виде конкретного предложения, прокомментировать её сложно. 

«АКОРТ прорабатывает свою позицию по этому вопросу. Вводимые ограничения негативно скажутся на производителях и на магазинах, это очевидно. Ну и, конечно, если потребитель столкнётся со сложностями в получении продукта, он начнёт искать суррогатные заменители и тем самым нанесёт своему здоровью ещё больше вреда», — сказал Беляков. 

Ранее председатель Союза борьбы за народную трезвость Владимир Жданов в беседе с News.ru сослался на данные сделанных в США подсчётов, согласно которым каждый доллар дохода, полученный от продажи спиртного компаниями и торговыми сетями, даёт примерно $8 убытков по всем другим отраслям экономики. По словам Жданова, в СССР подобное исследование провёл известный экономист, академик Станислав Струмилин. Учёный доказал, что потери и убытки от потребления алкоголя минимум в три раза превышают экономическую целесообразность.