Автодилеры считают, что мошенники, фальсифицирующие показания о пробеге машины при продаже автомобиля, должны нести уголовную ответственность.

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) готовится предложить Госдуме нового созыва рассмотреть законопроект, которым будет вводиться ответственность за такой распространенный при перепродаже автомобилей вид мошенничества, как скручивание приборов, фиксирующих пробег автомобилей, — одометров и спидометров. Об этом «Известиям» рассказал президент РОАД Владимир Моженков.

— Мы будем предлагать законопроект, который станет регулировать вопросы, связанные с обманом и скручиванием одометров и спидометров. Потому что это преступление, — сказал глава РОАД.

Он пояснил, что покупка автомобиля, автопробег которого по приборам не превышает 20-30 тыс. км, тогда как на самом деле он более 120-130 тыс. км, становится причиной выбора автовладельцем несоответствующего вида технического обслуживания (ТО) автомобиля.

— Автовладелец делает ТО-3 или ТО-4, тогда как нужно делать ТО-6, ТО-7 или ТО-8. Это совсем другие регламентные работы. В результате у машины начинает что-то отваливаться и отказывать в пути. А неисправные автомобили — одна из причин огромного количества автодорожных аварий. И такие условия создаются мошенниками, которые скручивают спидометры с целью личного обогащения, — пояснил Владимир Моженков.

По словам депутата Госдумы, лидера партии «Автомобилисты России» Вячеслава Лысенкова, появление в российском законодательстве дополнительной статьи, предусматривающей наказание за ложную информацию о пробеге, маловероятно. Он отметил, что сейчас в стране проводится смягчение и декриминализация многих статей Уголовного кодекса. Однако, по мнению Вячеслава Лысакова, проблема с мошенничеством при продаже автомашин действительно серьезная и носит комплексный характер. 

— Скрывается не только пробег автомашины, но и информация о проведенных ремонтах, замене запчастей. Но в нашей стране это не является преступлением, — отметил он. 

В ассоциации считают необходимым установление контроля и ответственности для так называемых перекупов — людей, которые ежегодно продают сотни автомобилей, не платя налоги и не неся никакой ответственности перед покупателем. Их деятельность также создает потенциальную угрозу жизни автомобилистов. 

Такие схемы начали применяться еще в 1990-х годах и к настоящему времени стали частым явлением.

— Эта эпидемия разрастается: дайте объявление о продаже авто, и в течении часа будет не менее 10 звонков от «перекупов», готовых приехать к подъезду и за вашу цену купить автомобиль, — говорит Владимир Моженков.

По его словам, взятие под контроль деятельности «перекупов» будет второй законодательной инициативой РОАД, которую они намерены предложить Госдуме. Сейчас законопроект уже готовится в РОАД. Какие санкции и ограничения предлагается ввести, в РОАД не пояснили, однако президент ассоциации сообщил, что они будут опираться на опыт других стран, где установлены ограничения по количеству машин, которые могут быть проданы гражданином. В случае если ему необходимо совершить большее число сделок, он должен будет заплатить налог и получить статус индивидуального предпринимателя.

Более цивилизованными продажи автомобилей на вторичном рынке сделает также запуск информационного ресурса, содержащего данные об автомобилях.

— Каждый покупатель должен иметь право узнать, как эксплуатировался автомобиль, который он собирается купить. Для этого мы создали проект «Национальная база данных автомобилей», — рассказал Владимир Моженков.

Пока база работает в тестовом режиме, а общедоступной станет с января следующего года. С ее помощью покупатель может посмотреть историю эксплуатации интересующего его автомобиля на территории РФ. В частности, ему будут доступны такие сведения, как год производства, производитель, количество владельцев авто, количество регламентных технических обслуживаний, информация о гарантийных ремонтах, страховых случаях, дилерах, у которых производился ремонт машины. Кроме того, можно будет узнать, находится ли автомобиль в залоге, были ли погашены все кредиты и другую банковскую информацию. Более того, при каждом обращении к официальному автодилеру по каждой автомашине будут фиксироваться показания спидометра и вноситься в базу.

По словам главы РОАД, таким образом в базе будет содержаться вся информация, которая влияет на стоимость автомобиля. 

Стоимость пользования базой пока не установлена и будет зависеть от экономической ситуации.

— Я как потребитель, покупая автомобиль на вторичном рынке средней стоимостью 500 тыс. рублей, тысячу рублей за информацию о машине заплатил бы, — отметил Владимир Моженков.

Инициатива создания такой базы, по словам Моженкова, поддержана официальными дилерами, большинством автопроизводителей, правительством и многими депутатами, включая комитет по транспорту.

— У потребителя появится выбор — проверить авто или совершить покупку, как это происходи сейчас, когда 9 из 10 автомобилей покупаются на доверии, то есть просто на основании рассказа продавца об авто, — отметили в РОАД.

Пока база работает в тестовом режиме, а общедоступной станет в январе следующего года. С этого же момента в базу начнут вводиться и данные по автомобилям, количество которых будет увеличиваться. 

Если в США аналогичный продукт внедрялся 15 лет, то РОАД планирует полностью провести эту работу за пять лет.