Коллегия Счетной палаты РФ в минувшую пятницу рассмотрела результаты проверки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Как сообщил сегодня департамент информации Счетной палаты, материалы ведомства и оценки международных институтов свидетельствуют о низкой продуктивности системы закупок для госнужд. Оценка эффективности сложившейся практики госзакупок по методике Всемирного банка не превышает 0,4 при норме 1,0.

На коллегии отмечалось, что ориентация на закупки простых продуктов по минимальной цене приводит к искусственному дроблению закупок сложной продукции и размыванию ответственности за конечный результат, а также к росту стоимости и сроков исполнения контрактов.

В материалах проверки подчеркивается, что в системе отношений в сфере закупок для госнужд специальными нормами права урегулирован только порядок размещения заказов на поставки товаров, работ и услуг для госнужд. Закон N94-ФЗ ориентирован на использование конкурентно-рыночных механизмов ценообразования путём совершенствования организационно-технических методов размещения госзаказа.

Несмотря на непрерывную коррекцию действующего законодательства наблюдается снижение конкуренции. Отсутствие системы льгот и преференций производителям /поставщикам/ продукции, работ и услуг для госнужд, а также механизмов их реализации не мотивирует участие бизнеса в секторе государственного рынка. Показатель конкуренции снизился с 3,68 в 2005 г до 2,78 в 2010 г. Растут расходы по контрактам с единственным поставщиком. Опережающими темпами растут цены госзакупок по отношению к ценам корпоративного и потребительского рынков. Количество недобросовестных поставщиков с 2008 г увеличилось в три раза. В результате выборочных проверок в 2009-2010 гг Счетная палата выявила нарушений в сфере закупок на более чем 2 млрд руб.

Одной из причин является незавершенность институциональной архитектуры в сфере согласования общественных потребностей, государственных и муниципальных нужд. До настоящего времени не определен статус Российской Федерации, государственных и муниципальных публично-правовых образований, а также лиц, ответственных за администрирование контрактных отношений и конечные эффекты отраслевой и региональной политики госзаказа.

С точки зрения Счетной палаты, принятие руководством страны решения о переходе к программному бюджету и формировании национальной платежной системы открывают новые возможности достижения общественных эффектов за счет синхронизации управления жизненными циклами проектов, контрактов и активов.

При этом одной из мер могла бы стать разработка системообразующего федерального закона о государственных /муниципальных/ закупках взамен федерального закона от 13 декабря 1994 г N60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" как базового закона формируемой по решению президента и председателя правительства РФ Федеральной контрактной системы.

Коллегия Счетной палаты решила направить информационное письмо президенту России. Информация об основных итогах и отчет по результатам проверки направляется в палаты Федерального Собрания и контрольное управление президента РФ, а также в правительство РФ.