Корпоративные споры будут сосредоточены в судах по месту регистрации ответчика, а крупным акционерам придется отвечать за ущерб, причиненный компании. Пакет антирейдерских поправок подписал президент Дмитрий Медведев.

Поправки основаны на реальной практике рейдеров, говорит гендиректор «СМАРТС-холдинга» Андрей Гирев, вспоминая, как 100% акций его компании были арестованы мировым судьей. Изменения в законодательство, подписанные вчера Медведевым, сосредоточат иски к компании в арбитражном суде по месту ее нахождения. Рейдеры уже не смогут засыпать компанию исками в разных судах, отмечает Дмитрий Степанов из юрфирмы «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Чтобы суды не выносили взаимоисключающие акты, закон предписывает объединять в один иск разные требования, говорит Степанов, например о признании недействительным корпоративного решения об одобрении сделки и самой сделки. Крупные сделки и сделки с заинтересованностью нельзя будет признать недействительными из-за нарушений в процедуре одобрения, если к моменту рассмотрения дела они исправлены. Появятся и коллективные иски, к которым новые заявители смогут присоединиться уже в ходе процесса.

Поправки (большая часть вступает в силу через 90 дней после опубликования) лишат участников корпоративных конфликтов возможности использовать параллельные собрания акционеров, отмечает Степанов. Сейчас владелец 10% компании может созвать собрание акционеров, если совет директоров отклонит его инициативу. Именно так поступила в 2005 г. Eco Telecom («дочка» «Альфа-групп»), владевшая 32,9% акций «Вымпелкома». Совет директоров «Вымпелкома» дважды отказал Eco Telecom в созыве собрания для одобрения сделки по приобретению сотового оператора УРС. В итоге Eco Telecom инициировала собрание, которое одобрило покупку. Поправки предписывают акционеру обратиться в подобной ситуации в суд, чтобы собрание прошло под его надзором.

Есть поправки и в защиту миноритариев — они смогут требовать возмещения убытков компании, причиненных ей основными акционерами или менеджментом. Отказаться от такого иска компания уже не сможет. До сих пор механизм практически не работал, говорит Степанов.

Это лишь первая часть антирейдерского пакета, замечает председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. В Госдуме находится блок поправок о процедуре ведения реестра акционеров. В нем появятся записи не только о владельцах акций, но и обо всех операциях с ними, рассказывает Плескачевский.