В "информации" от 08.12.2017 N ОП 11-2017, посвященной практике применения МСФО в РФ, Минфин рассказал о составлении консолидированной финансовой отчетности в случае создания в группе новой контролирующей (материнской) организации.

Согласно пункту 17 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" организация должна выбирать и применять положения учетной политики в соответствии с МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки".

В зависимости от условий создания в группе новой контролирующей организации и условий, существовавших до этого, возможны три варианта составления консолидированной отчетности. Выбор конкретного варианта зависит от того, рассматривается или нет создание указанной организации как объединение бизнеса в смысле МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнесов", относится ли изменение контролирующей организации к объединению бизнеса под общим контролем.

Если имеет место объединение бизнеса, то консолидированная отчетность составляется с применением МСФО (IFRS) 3. В случае объединения бизнеса под общим контролем в силу отсутствия применимых положений МСФО отчетность может составляться, в частности, с применением одного из следующих методов:

  • метод приобретения (в соответствии с МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнесов");
  • метод предшественника (объединения интересов) с ретроспективным применением;
  • метод предшественника (объединения интересов) с перспективным применением.

Если же создание новой контролирующей организации нельзя классифицировать как объединение бизнеса, то такой факт не оказывает влияние на консолидированную отчетность. Она составляется так, как будто новая контролирующая организация всегда находилась в составе группы. При этом такая группа не является впервые применяющей МСФО в смысле МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО" (если группа представляла консолидированную отчетность по МСФО и до создания новой материнской фирмы).