Он предпочитает более прямолинейные методы измерения прибыли

Председатель Совета по МСФО Ханс Хугерворст не испытывает восторга от EBITDA (прибыли до вычета налогов, начисленной амортизации и процентных платежей) как способа измерения финансовых результатов, но при этом с пониманием относится к тем, кто предпочитает не акцентироваться для этой цели на чистой прибыли своей организации.

Своими соображениями г-н Хугерворст поделился в ходе недавнего визита в Новую Зеландию. Между прочим, прошло уже семь лет, как здесь компании на обязательной основе перешли на так называемые «эквиваленты» МСФО – NZ IFRS. Можно даже сказать, что это те же самые международные стандарты финансовой отчетности, просто учитывающие особенности местной деловой среды. Масштабное изменение бухгалтерского регулирования серьезно перекроило учетную практику и заполнило пробелы – в частности, с признанием финансовых инструментов, учетом выплат на основе долевых инструментов в пользу топ-менеджеров и директоров и учетом так называемого «мезонинного финансирования».

Мезонинный кредит (англ. Mezzanine Loan) — относительно крупный кредит, как правило, необеспеченный (т. е. предоставляемый без залога имущества) или имеющий глубоко субординированную структуру обеспечения (к примеру, залоговое право на имущество третьей очереди, но без права регресса в отношении заемщика). Срок возврата займа обычно превышает пять лет при погашении основной суммы в конце срока кредита. В рамках типовой оферты заем сопровождается отрывным сертификатом (купоном), дающим право на приобретение определенного числа акций или облигаций по указанной цене в течение определенного срока или аналогичным механизмом, дающим кредитору возможность участвовать в будущем успехе проекта. Мезонинные кредиты могут использоваться при финансировании нового предприятия или приобретения контрольного пакета акций за счет заемных средств, как правило, в составе более крупного финансового пакета. – Wiki

Заставив компании признавать изменения в стоимости финансовых инструментов в своих отчетах о прибылях и убытках, регуляторы обеспечили необходимую прозрачность использования финансовых продуктов – и в том числе диревативов, которые Уоррен Баффет когда-то очень точно окрестил «финансовым оружием массового уничтожения». Так, в 1994 году они привели к банкротству крупнейшего в США калифорнийского округа Ориндж.

Однако стоит учесть, что чем больше составляющих добавлялось в отчет о прибылях и убытках, тем сильнее становилось желание компаний использовать дополнительные, не совсем стандарты меры измерения дохода, в том числе такие как «базовая выручка» («underlying earnings») и, конечно, EBITDA.

«Я реально не понимаю EBITDA. Почему бы вам вдруг не хотелось знать про амортизацию и проценты? Ведь они говорят очень многое о финансовом рычаге компании. Если бы я был аналитиком и глядел на базовые прибыли, мне бы обязательно захотелось узнать, что наверху» – говорит Ханс Хугерворст. – «Что такое базовая выручка? Как правило, она выглядит лучше, чем общая выручка, и это причина для скептицизма».

В Новой Зеландии возможно использование альтернативных показателей прибыли, но только если выполняются 10 руководящих принципов. Разработанные местным Управлением по финансовым рынкам (Financial Markets Authority), они вступили в силу с 1 января 2013 года. Так, компаниям теперь необходимо показывать методику расчета и проводить реконсиляцию с прибылью по GAAP. Кроме того, раз уж используются альтернативные методы расчета, они должны использоваться последовательно от одного отчетного периода к другому, и при этом следует избегать смещений и неточностей.