На заседании Совета по стандартам Фонда НСФО, состоявшемся 24 мая 2007 года, продолжилось обсуждение проекта МСФО для малого и среднего бизнеса. Также на заседании были рассмотрены ПО СФО 107 «Финансовые инструменты - раскрытия»; проект письма-комментария к предлагаемым изменениям в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах: организации, контролируемые государством; определение связанных сторон» и проект плана работы Совета по стандартам на второе полугодие 2007 года.

Обсуждение проекта МСФО для малого и среднего бизнеса проходило в рамках вопросов 6, 8, 9, 10 и 11, поставленных в приглашении о подаче комментариев Советом по МСФО. В вопросе 6 Совет по МСФО указывает, что в предлагаемом проекте был опущен ряд тем, рассматриваемых в «полных» МСФО, поскольку Совет по МСФО счел их нетипичными для МСП (малых и средних предприятий). Вместо этого в текст МСФО для МСП были включены ссылки на соответствующие МСФО.

В связи с этим Совет по МСФО поставил вопрос о том, должны ли какие-либо другие темы, рассматриваемые в настоящий момент в проекте МСФО для МСП, также быть заменены соответствующими ссылками. По результатам обсуждения было предложено отметить в ответе на этот вопрос следующее:

1. Совет по стандартам Фонда НСФО считает, что замена ссылками каких-либо дополнительных тем, рассматриваемых в проекте МСФО для МСП, нецелесообразна.

2. Более того, Совет по стандартам полагает, что МСФО для МСП должен содержать конкретные положения по всем учетным вопросам, для которых составители стандартов считают необходимым требовать применения исходных или конкретным образом упрощенных положений полных МСФО, а не перекрестные ссылки на полный комплект МСФО. Это означает, что ряд замененных ссылками тем следует восстановить и рассмотреть в самом тексте стандартов. Другие темы должны рассматриваться в порядке, предписанном параграфами 10.2-10.4 по выбору учетной политики.

3. Таким образом, в текст МСФО для МСП рекомендуется включить разделы, посвященные гиперинфляции, сельскому хозяйству, учету финансовой аренды арендодателем, платежам, основанным на долевых инструментах и предусматривающим расчет долевыми инструментами, а также прибыли на акцию. Вопрос сегментной отчетности мог бы рассматриваться в рамках применения параграфов 10.2-10.4.

По вопросу 8, связанному с оценкой адекватности предложенных в проекте рекомендаций по применению МСФО для МСП, было предложено высказаться в пользу создания Советом по МСФО механизма, который позволял бы своевременно выявлять проблемы в применении МСФО для МСП (в том числе путем создания Комитета по интерпретациям МСФО для МСП), а не пытаться подготовить на данном этапе всеобъемлющие рекомендации по их применению.

В вопросе 9 Совет по МСФО запрашивает комментарии по поводу адекватности предложенных в документе требований к раскрытию. При подготовке ответа на этот вопрос участники заседания Совета по стандартам предложили отметить принципиальное согласие Совета с предложенным списком раскрытий, однако обратить при этом внимание Совета по МСФО на тот факт, что в ряде случаев упрощение принципов признания и оценки может потребовать компенсации в виде увеличения требований к раскрытию. Поэтому представляется необходимым повторно рассмотреть этот вопрос после окончательного согласования всех упрощений по признанию и оценке.

По вопросу 10, связанному с целесообразностью предложенных требований к переходу на МСФО, участники заседания решили поддержать предложения Совета по МСФО, порекомендовав при этом Совету дополнительно рассмотреть вопрос о возможности замены критерия «практической неосуществимости» более «мягким» критерием «необоснованности затрат и усилий» в контексте возможности освобождения МСП от необходимости ретроспективного пересчета вступительного баланса на дату перехода на МСФО.

По вопросу 11, рассматривающему процедуру поддержания и обновления МСФО для МСП, члены Совета по стандартам Фонда НСФО решили согласиться с предложением Совета по МСФО о внесении поправок в МСФО для МСП на основе процедуры, обособленной от пересмотра «полных» МСФО. Однако один из членов Совета по стандартам выразил сомнение в целесообразности предложенной периодичности обновления МСФО для МСП, предложив увеличить ее до 3-5 лет. В противном случае, по его мнению, МСП могут не иметь достаточно времени для освоения введенных поправок.

По результатам обсуждения проекта МСФО для МСП было решено поручить проектным менеджерам Фонда НСФО подготовить проект письма-комментария в Совет по МСФО для вынесения на публичное обсуждение и представить его на следующем заседании Совета по стандартам.

По второму вопросу повестки дня участникам заседания был представлен ПО СФО 107 «Финансовые инструменты - раскрытия», подготовленный рабочей группой Фонда НСФО для вынесения на публичное обсуждение. Учитывая, что при обсуждении проекта в рамках рабочей группы спорных вопросов выявлено не было, участвовавшие на заседании члены Совета по стандартам приняли решение вынести представленный проект на заочное голосование для последующей публикации на сайте Фонда.

Кроме того, члены Совета по стандартам рассмотрели проект письма-комментария к предлагаемым изменениям в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах: организации, контролируемые государством; определение связанных сторон». Поскольку в ходе завершившегося публичного обсуждения проекта письма-комментария не было получено существенных комментариев и предложений от заинтересованных сторон, участвовавшие на заседании члены Совета по стандартам приняли решение вынести его на заочное голосование для последующей отправки в Совет по МСФО.

НСФО