недрение в российских компаниях МСФО может в значительной степени улучшить бизнес-климат в нашей стране, сделать его более открытым и «чистым», считает Александр Сергеевич Бакаев, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России. Но усовершенствовать систему российского учета и отчетности можно только при активном участии профессионального сообщества.

– Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, как Вы оцениваете перспективы применения МСФО в России?

– Развитие нашей российской системы бухгалтерского учета ориентировано на международные стандарты финансовой отчетности. Это подчеркнуто в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция)1. Укрупненно можно выделить три направления применения МСФО в России.
Первое направление – это непосредственное применение международных стандартов для составления консолидированной финансовой отчетности определенными группами организаций. Сейчас в системе российского законодательства нет правовых документов, регулирующих обязательность формирования такой отчетности холдингами, концернами и иными аналогичными образованиями. Поэтому был подготовлен проект федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», в котором закрепляется законодательный статус МСФО на территории России. Согласно проекту консолидированная финансовая отчетность российских компаний должна составляться в соответствии с МСФО. К сожалению, принятие данного закона застопорено Государственной Думой РФ после второго чтения. Основная причина – отсутствие официального перевода текста международных стандартов на русский язык. Как известно, правообладателем перевода является Комитет по МСФО (IASB). Второе направление – разработка национальных стандартов учета на основе международных. Многие наши ПБУ уже сейчас не противоречат МСФО. Какие-то положения международных стандартов отвергаются нами в силу тех или иных причин, связанных с требованиями российского законодательства и российской спецификой ведения предпринимательской деятельности. Но то, что в основе будущих или перерабатываемых положений по бухгалтерскому учету будут лежать МСФО, а не US GAAP, европейские директивы или какие-то иные международно признанные системы, сомнению не подвергается. Эти принципы заложены в проекте федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете», размещенном на официальном сайте Минфина России2.

– Расскажите, пожалуйста, какая работа ведется по реформированию российского бухгалтерского учета в плане сближения с МСФО?

– Сейчас реализуется проект ТАСИС «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации», финансируемый Европейским Союзом. Он направлен на предоставление технической помощи Минфину России и Министерству сельского хозяйства в разработке национальных положений по бухгалтерскому учету, основываясь на международном опыте и в соответствии с принципами МСФО.

– Вы сказали, что можно выделить три направления применения МСФО в России. Расскажите, пожалуйста, о третьем.

– Это направление пока теоретическое. В Концепции есть положения о том, что мы должны рассмотреть возможность применения международных стандартов на уровне не только консолидированной финансовой отчетности, но и индивидуальной бухгалтерской.
Такая исследовательская работа уже ведется. Необходимо точно определить, какие причины не позволяют организациям в России применять для составления индивидуальной бухгалтерской отчетности международные стандарты. Этих причин много. Но уже сейчас можно выделить ряд организаций, которые вполне могут это делать: финансовые институты, то есть те организации, которые работают на рынке ценных бумаг, страховые организации, профессиональные участники рынка, негосударственные пенсионные фонды и др. Для них очевидно, что, например, активы в балансе должны отражаться не по исторической стоимости, а по иной, которая предусмотрена международными стандартами.

– А что мешает нам сейчас перейти на составление отчетности по международным стандартам?

– Возможность применения МСФО влечет за собой необходимость совершенствования не только механизма российской системы бухучета и аудита, но и наличия соответствующей рыночной инфраструктуры (рынков по видам активов, развития системы оценок и т.п.), а также изменения законодательной базы. Проблема качества бухгалтерской отчетности сейчас встала на первое место. Вы прекрасно знаете, что для компаний, составляющих отчетность по международным стандартам, важное значение имеет независимое ее подтверждение аудитором. Мы пока не можем похвастаться тем, что аудиторское заключение, данное компаниями «большой четверки», сопоставимо с аудиторским заключением российских аудиторских компаний. Они подтверждают что угодно, но только не достоверность бухгалтерской отчетности. Эта проблема нас беспокоит, потому что такое качество аудита вызывает недоверие к бухгалтерской отчетности у ее пользователей. Поэтому принимается ряд мер, связанных с повышением качества аудиторских проверок. Сейчас идет принятие изменений в Закон «Об аудиторской деятельности»3. Изменения в этот закон принимаются в Госдуме очень трудно. Министерство финансов надеется, что новая редакция все-таки будет утверждена, что позволит повысить качество аудита и международную признаваемость наших аудиторских организаций.

– Александр Сергеевич, на кого, по Вашему мнению, ориентирована отечественная бухгалтерская отчетность?

– С таким вопросом мы сталкиваемся постоянно, и самый распространенный ответ среди составителей отчетности – для налоговиков. Хотя все прекрасно знают, что бухгалтерская отчетность должна делаться не для налоговиков, и показатели в ней должны формироваться отличные от тех, которых требуют налоговые органы.

– Расскажите, пожалуйста, какие новации готовит Минфин России в области отечественных положений по бухгалтерскому учету?

– По проекту закона «Об официальном бухгалтерском учете» Министерство финансов лишено инициативы по разработке проектов стандартов. Государственному органу, который будет уполномочен утверждать национальные стандарты, остается только единственное право их утверждать. А разрабатывать, проводить экспертизу, дорабатывать – прерогатива профессионального сообщества, которое должно составить программу разработки национальных стандартов, их очередности, выявить актуальность. Поэтому никаких новых ПБУ мы не готовим: сейчас таких прав у нас нет, но ведется работа по усовершенствованию уже имеющихся положений.

– И все же приоткройте тайну, что нового ждет российских бухгалтеров в 2007 году?

– 18 сентября 2006 года подписаны приказы о внесении изменений в ПБУ 9/99 и 10/994 и другие положения. Изменения следующие. Мы отказались от градации доходов и расходов на операционные и внереализационные. Я думаю, что у многих бухгалтеров были трудности с квалификацией доходов и расходов, несмотря на то что есть довольно четкие правила. Чтобы таких проблем не было, мы решили: все, что учитывается на счете 91 «Прочие доходы и расходы», – просто прочие доходы и расходы. Организация самостоятельно может выбрать необходимую и удобную ей аналитику. Открытие субсчетов не ограничено. Соответственно изменения в ПБУ 9/99 и 10/99 отразились и на других нормативно-правовых актах, в которых упоминались операционные и внереализационные доходы и расходы, – они были заменены на «прочие». Изменилась и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» – в ней тоже не будет этой градации доходов и расходов. В Плане счетов5 скорректирован порядок учета чрезвычайных доходов и расходов – теперь они должны входить в состав прочих доходов и расходов. Это нововведение будет применяться к годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год, но не должно вызвать у бухгалтеров трудности.

– Как Вы считаете, когда вступит в силу новый закон о бухгалтерском учете?

– Думаю, что не скоро, потому что по плану работ правительства данный закон будет рассмотрен в начале 2007 года. После этого он должен быть направлен в Госдуму. Учитывая скорость прохождения законов об аудиторской деятельности и консолидированной финансовой отчетности, новый закон о бухгалтерском учете, по нашему мнению, раньше 1 января 2009 года в силу не вступит.

– Как Вы считаете, в чем заключается основной положительный эффект перехода России на МСФО?

– Внедрение в российских компаниях международных стандартов может в значительной степени улучшить бизнес-климат в нашей стране, сделать его более открытым и «чистым». Международные стандарты нравятся мне не потому, что в них обобщены правила составления отчетности, отражения тех или иных операций, оценки активов, а потому, что это иная философия ведения бизнеса, формирования договоров.

– Александр Сергеевич, что Вы пожелаете нашим читателям?

– Я бы хотел призвать профессиональное сообщество к активным действиям. Если состояние бухучета и отчетности будет вам безразлично, то не появятся никаких предложений и разработок в области усовершенствования отечественного учета, больше никто выполнять эту работу не будет. Минфин станет утверждать только те проекты, которые ему предоставит профессиональное сообщество.
Даже само название проекта закона «Об официальном бухгалтерском учете» свидетельствует об изменяющейся роли бухгалтерского учета в настоящее время. «Официальный» в данном случае не означает, что у нас есть еще и неофициальный бухгалтерский учет, а подчеркивает его ориентированность на внешних пользователей. В связи с этим в законе уточняется, что государство регулирует только те вопросы, которые нужны внешним пользователям. Поэтому я хочу вашим читателям пожелать успехов, как можно больше общаться, обсуждать «больные точки» и не оставаться в стороне от процесса совершенствования отечественного учета.

Беседовала Екатерина Рубцова

1 См. приказ Минфина России от 01.07.04 № 180. – Примеч. редакции.
2 С полными текстами проектов федеральных законов «О консолидированной финансовой отчетности» и «Об официальном бухгалтерском учете» можно ознакомиться на сайте Минфина России www.minfin.ru. – Примеч. редакции.
3 Федеральный закон от 07.08.01 № 119-ФЗ. – Примеч. редакции.
4 Приказы Минфина России от 18.09.06 № 115н и 116н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». – Примеч. редакции.
5 Утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. – Примеч. редакции.

МСФО: практика применения