Для аудиторов США начало 21-го века, к сожалению, ознаменовалось чередой бухгалтерских скандалов, подобных Enron, WorldCom, Qwest, Fannie Mae и Freddie Mac, и острой нехватной доверия общественности к аудиторскому процессу в частности и професии вообще. Это, в свою очередь, дало толчок к чисткам и резкой смене правил игры, в свете чего вспоминаются Акт Сарбейнса-Оксли, серия стандартов по анализу риска и самое свежее – Акт Додда-Франка о финансовой реформе.

Нарастающий снежный ком новых правил регулирования, возрастающая сложность стандартов отчетности, более жесткая конкуренция, давление сверху в плане принуждения к снижению аудиторских комиссий, а также пугающее совершенствование схем бухгалтерских манипуляций по экспоненте нарастили сложность проведения успешных аудиторских проверок.

Добавьте сюда вероятность конвергенции US GAAP и международных стандартов финансовой отчетности, примешайте огромное количество компаний, представляющих свою отчетность по XBRL – и даже студент-первокурсник скажет вам, что это явно не тот аудит, который проводили наши отцы.

«Это абсолютно другая картина, чем была даже 10 лет назад», – говорит Марк Блит (Marc Blythe), президент калифорнийской аудиторско-консалтинговой компании Blythe Global Advisors, а в прошлом – аудиторский партнер Ernst & Young. – «Я думаю, если вы являетесь аудитором сегодня, наиболее важным является взгляд со стороны на то, что вы делаете. Вы практически, скажем так, «разгуливаете голым»: что бы вы ни делали, сегодня все проверяется и перепроверяется».

Чак Ландерс (Chuck Landes), вице-президент департамента профессиональных стандартов и услуг в американском институте AICPA (который, кстати, присматривает за деятельностью Совета по аудиторским стандартам – ASB) отметил, что одним из самых значимых изменений за последние годы стали стандарты ASB по анализу рисков аудиторами.

«По сути, они устранили способность аудиторов самостоятельно определять максимальный риск по умолчанию и вынудили их теперь лучше изучать систему внутреннего контроля на отдельно взятом предприятии и подгонять собственную программу проверки уже с учетом сильных и слабых сторон этих систем», – сказал он. – «Это довело до сердечного приступа некоторые из небольших компаний, поскольку, по сути, устранило из практики «заранее подготовленные» программы проверки и потребовало от аудиторов сначала понимать контролирующие процессы, которые используются на месте, а уж потом составлять аудиторскую программу под каждого клиента. И так каждый год».

Отвечаем на риск

Ушла в прошлое эра огромных кип финансовых бумаг с присутствием аудиторских планов, где галочки-отметки ставятся проверяющим вручную – все это уступило место высоким технологиям. На протяжении последних нескольких лет вендоры открыли для себя огромный пласт аудиторских и бухгалтерских приложений, призванных помочь представителям данной профессии ориентироваться в тонкостях современного аудита.

«Лично мне кажется, что наибольшей проблемой для аудиторов является объем работы», – говорит Скотт Спрэдлинг (Scott Spradling), старший управляющий директор департамента разработки бухгалтерских продуктов в подразделении Thomson Reuters, а в прошлом – «ветеран» аудита в KPMG. – «Все меняется намного быстрее по сравнению с тем, как менялось в те времена, когда я начинал. Одной из тех вещей, которую мы научились делать – с учетом моего прошлого в аудите и прошлого других, что меня окружают – это построение аудиторского инструмента, который мог бы провести аудитора через весь процесс проверки, притом в привязке к нужному руководству». (Здесь Спрэдлинг говорит об одном из последних добавлений бухгалтерского программного обеспечения от Thomson Reuters, Smart Audit Suite – которое, кстати, возглавило личный хит-парад программных продуктов за 2010 год, составляемый Accounting Today).

«Сегодня перед аудиторами стоит задача предоставлять свои услуги быстрее, и притом высшего качества», – отметил Сэм Хай (Sam High), вице-президент и старший управляющий департамента бухгалтерского учета и аудита в CCH (подразделение Wolters Kluwers). – «А также делать это с максимальной эффективностью. Вследствии этого создано много инструментов, заточенных под самую суть аудиторской проверки – порталы, сканы, продукты для разных стадий процесса. Забегая чуть вперед, добавим, что им еще предстоит что-то сделать по поводу глобализации и конвергенции с МСФО».

И ведь не только стандарты финансовой отчетности проходят глобализацию, но и аудиторские стандартыточно так же – вспомним проект Clarity от Совета по аудиторским стандартам (в составе IFAC), который переписал их, чтобы те лучше соответствовали международным руководствам.

Пока держимся?

Несмотря на все доступные приложения, мониторинг текущего состояние дел в профессии дает понять, что аудиторы во многих случаях проявляют непокорность в переходе на новые продукты.

«Очень часто это личное», – объясняет ситуацию Скотт Спрэдлинг из Thomson Reuters. – «Когда вы проводите аудиторскую проверку, документы – это ваша кровь. Любой, кто проводит аудит, знает, что кто-то там, немного позже, обязательно взглянет на эту документацию, которую вы держите в руках, и вы стараетесь быть осторожными. Многие просто выросли на бумагах и скрепках, и им очень трудно от этого отойти».

«Мне доводилось видеть примеры, когда аудиторы буквально противостояли технологии», – делится опытом Каролин Ньюман (Carolyn Newman), президент и сооснователь Audimation Services, американской компании-дистрибьютера программного бухгалтерского обеспечения. – «Аудиторы привыкли думать о себе как об экспертах, и уж если им комфортно с чем-то, они постараются оставаться с этим как можно дольше».