Маржа из МСФО

Стандарты. Кризис заставил задуматься об эффективности, как никогда стала важна отчетность. Но прежде чем использовать данные, порой приходится задумываться: а насколько они качественные?

Отчетность по МСФО, хотя до сих пор и не получила повсеместного официального признания в России, априори необходима для инвесторов и кредиторов. Поскольку редкий бизнес обходится исключительно собственными средствами, готовить ее приходится большинству компаний с масштабом доходов от 100 млн рублей в год. Кроме того, принятый 10 августа закон «О консолидированной финансовой отчетности» после вступления в силу увеличит число компаний, которым необходимы отчетность по МСФО и ее аудит. Действие закона распространяется на кредитные, страховые, а также организации, ценные бумаги которых обращаются на торгах фондовых бирж. Их консолидированная финансовая отчетность должна составляться в соответствии с МСФО. Правда, еще не решено, с какого момента закон вступит в силу.

Отчетность по международным стандартам можно получить двумя методами – трансформации из РСБУ и параллельного учета. Первый вариант менее дорогой с точки зрения единовременных вложений: задаются алгоритмы, составляются трансформационные таблицы. Второй подразумевает опору на первичную информацию. В обоих случаях вопрос автоматизации не теряет актуальности.

Трансформеры

Казалось бы, что проще: составил формулы и спокойно подставляй показатели из отчетности по РСБУ. На самом деле такой подход считается более формальным и менее точным. То есть вызывает меньшее доверие у инвесторов. «Многие компании решают задачу подготовки МСФО-отчетности путем трансформации финансовой отчетности по РСБУ с использованием электронных таблиц. При кажущейся первоначальной простоте и дешевизне этот способ на практике является очень трудоемким, требует анализа больших объемов данных, многочисленных проверок и корректировок, не позволяет готовить отчетность в оперативном режиме», – перечисляет недостатки Михаил Перьков, директор департамента EPM отделения систем управления и консалтинга компании «Ланит». Чтобы сократить сроки подготовки отчетности, число ошибок, упростить аудит, сторонники трансформации рано или поздно приходят к необходимости автоматизации.

Крупная нефтяная компания составляла отчетность по US GAAP при помощи аудиторов. Руководство решило сократить время подготовки и затраты на аудит, автоматизировав имеющуюся методологию. Так начался проект, длившийся с мая по декабрь 2009 года. Была создана система, которая позволила эффективно организовать сбор данных, трансформацию в соответствии с международными стандартами отчетности, трансляцию, выверку внутригрупповых оборотов и формирования консолидированной отчетности. «Кроме того, внедрение специализированных систем консолидации отчетности в итоге обеспечивает «аудиторский след», что крайне важно для подтверждения отчетности аудитором», – замечает Михаил Перьков.

Внедрение автоматизированной системы требует вовлечения в проект специалистов заказчика. В данном случае пришлось тратить силы на переработку методики, поскольку некоторые моменты, необходимые для автоматизации, не были детализированы. Фактически люди несли двойную нагрузку: основную и по проекту. Но их труд не был напрасен, поскольку в результате трудоемкость подготовки отчетности значительно снизилась. «Кроме того, очень часто по результатам проекта внедрения системы часть функций по подготовке отчетности переходит от корпоративного центра к дочерним организациям, например выверка внутригрупповых оборотов, – говорит Михаил Перьков. – В результате в корпоративном центре получают уже готовые к консолидации данные, не требующие проверки».

Подобные случаи, когда кажущаяся легкость внедрения на практике переходит в авральный режим работы, не так уж редки. Преодолеть препятствия помогают лишь политическая воля руководства, сплоченность команды. В противном случае компания остается с неработоспособной системой.

Международные корпорации, открывшие свои подразделения в России, порой вынуждены делать скидку на местные условия, чтобы наладить учет по МСФО хотя бы методом трансформации. А он им необходим, поскольку является основным видом учета финансовых показателей. Например, австрийский концерн Blum (производитель мебельных комплектующих) открыл российское представительство в 1997 году. На тот момент все подразделения концерна вели учет по МСФО в системе Navision Attain. Однако российский модуль настроить не удалось из-за сложных правил РСБУ и отсутствия в международной версии Navision Attain функциональности, соответствующей этим правилам. В итоге работа представительства была автоматизирована с помощью двух учетных систем – «Инотек» и Navision Attain. В первой вели налоговый и бухгалтерский учет по РСБУ. Потом методом трансформации в Excel-таблицах получали МСФО-отчетность. Она была непрозрачной, возникали сложности с расшифровкой параметров. Кроме того, приходилось вручную формировать книги покупок/продаж с учетом авансовых платежей. Трудоемок был учет результатов инвентаризации. А система Navision Attain использовалась для учета продаж, поставок товаров из Австрии и складского учета.

Фактически российское представительство было исключено из единого информационного пространства концерна, хотя его данные были крайне необходимы головному офису для планирования деятельности всей компании. К 2009 году руководство созрело для внедрения системы ERP-системы силами российского подрядчика. Кроме прочего, удалось автоматизировать учет по МСФО методом трансформации (с учетом плана счетов головного офиса) и составление управленческой отчетности. Внедренное решение интегрировали с «материнской» системой на базе Navision Attain, установленной в головном офисе в Австрии. После трансформации данных из РСБУ в МСФО и ввода корректировок они автоматически поступают из российского блока в Navision Attain. Проект закончился в октябре.

Параллельный учет

Подход предусматривает не просто составление отчетности по МСФО, а полноценный процесс учета первичной информации, которая сразу распределяется по счетам в соответствии с учетной политикой компании. Потому считается, что такая отчетность наиболее реально отражает состояние бизнеса, больше ценится инвесторами и кредиторами. Зачастую международные корпорации хотят видеть отчетные данные гораздо чаще, чем классические, раз в квартал. Подобную задачу можно решить только с помощью параллельного учета.

Газодобывающей компании «Новатэк» при автоматизации учета и консолидации отчетности по МСФО пришлось создать единое хранилище данных для консолидации всех дочерних обществ и обеспечить одновременный многопользовательский доступ к модели финансовой консолидации. «Был полностью автоматизирован весь процесс: от загрузки данных из систем первичного бухгалтерского учета до формирования основных форм и раскрытий консолидированной отчетности», – говорит Сергей Лихарев, руководитель направления решений по управлению информацией, IBM в России и СНГ. По словам Андрея Данилина, начальника управления консолидированной финансовой отчетности и финансового анализа «Новатэка», новая система значительно сократила сроки подготовки квартальной и годовой консолидированной финансовой отчетности. При этом реализована возможность мониторинга исполнения задач. Проект завершился в сентябре 2009 года, была внедрена система на базе IBM Cognos Controller.