Правила финансового учета, относящиеся к списанию, могут привести к тому, что отчитывающиеся организации будут неправильно отражать истинные значения риска.

Новые правила в настоящее время обсуждаются Советом по МСФО (IASB), а тем временем инвесторы и национальные разработчики стандартов финансовой отчетности предупреждают об опасности: нововведения откроют путь манипуляторам, которые со своей отчетностью будут проделывать примерно те же трюки, на которых не столь давно был пойман Lehman Bros.

Традиционно, списания играют важную роль в финансовых махинациях: когда речь заходит о корпоративных скандалах, именно эта составляющая финансовой отчетности зачастую выходит на первый план. Если правила стремятся охватить как можно больше возможных вариантов и для каждого подобрать свое четкое указание, почти наверняка компаниям удается найти обходные пути и найти способ списать активы со своих балансов, что в свою очередь ведет к неверному отражению риска в отчетности. Слишком общие правила, напротив, приводят к излишнему признанию; на балансах содержится много активов, разобраться с которыми в случае банкротства представляется нелегкой задачей. Сегодня IASB склоняется скорее к первому варианту, что порождает беспокойство инвесторов: слишком “узкие” правила могут дать благодатную почву для необоснованных списаний и манипулирования отчетностью.

Действующая сегодня модель - “risk and rewards model” - основывается на риске и доходности: она позволяет организации списать актив с баланса только после избавления от риска, ассоциирующегося с этим активом. Альтернативная модель - “control model” - основана на контроле: списание здесь возможно только после того, как компания утратит контроль над активом. Её сторонники отмечают большую последовательность её практического применения, а также тот факт, что по ключевым моментам она не противоречит модели риска и доходности. Критики же приводят в пример случай с Lehman, которому модель на основе контроля позволила списать с баланса $50 миллионов за счет того, что транзакции РЕПО классифицировались им как продажи. По крайней мере, именно это было заявлено в мартовском отчете Антона Валукаса, который занимался исследованием обстоятельств банкротства одного из крупнейших инвестиционных банков США.

IASB заверяет, что находящиеся в разработки правила вводят исключения для РЕПО для предотвращения таких ситуаций в будущем, но это служит слабым утешением для обеспокоенных инвесторов, ведь именно это является попыткой предусмотреть все возможные случаи. А это, как известно, невозможно, и всегда найдутся хитрецы, способные придумать что-то свое и обойти правила.

“Лично нам модель на основе риска-доходности представляется надежной защитой от реструктуризации, чтобы предотвратить ситуации, когда активы консолидируются или преждевременно списываются”, - говорит Лиз Мюррэй из Ассоциации инвестиционных менеджеров (IMA). С ней согласен Майкл МакКерси, заместитель директора рынков капитала в Ассоциации британских страховщиков (Association of British Insurers): “Как-то неправильно будет говорить, что эффект от обязательств отражать необязательно, потому что, мол, там недостаточен контроль”. Когда его спросили, вызывает ли у него беспокойство сама вероятность, что модель контроля поспособствует финансовой отчетности “в стиле Lehman”, он ответил: “Беспокойство есть - что она сделает такой вариант намного более простым”.

Напомним также, что не далее как на прошлой неделе Совет по стандартам финансовой отчетности Великобритании отпавил в IASB письмо-обращение, в котором указал на открывающиеся возможности для манипуляторов (см. http://gaap.ru/news/gaap_ifrs/3933). Между тем, время передумать у Совета по МСФО пока ещё есть: финальный стандарт ожидается в начале 2011 года.