Старший преподаватель банковского дела Манчестерской бизнес-школы Исмаел Эртурк рассказал о том, сколько времени понадобится на преодоление кризиса, и какие ошибки совершают финансовые власти разных стран.
Господин Эртурк, чему будут учить финансистов после кризиса и по его итогам?
- Нужно относиться к финансированию как к социальной науке, которую следует изучать и пользоваться ею на практике. Ведь во многом нынешний кризис стал следствием использования своего рода финансовых «инноваций», которые были плохо просчитаны и оценены именно с научной точки зрения. Эти «инновации» вместо того, чтобы делать банковскую систему более надежной, делали банки более богатыми. Обычно кредитные организации вкладывают средства в развитие индустрии, но в США и в Англии они стали индустрией сами по себе – они делают деньги в процессе взаимодействия друг с другом. И ситуация, когда в этой системе исчезает доверие, естественно, ведет к катастрофическим последствиям. Выясняется, что у банков нет качественного капитала. В наших исследованиях в Манчестере мы называем нынешний процесс «финансолизацией».
А как вы называете меры, которые предпринимают сейчас власти США, России, других стран?
- В США власти сделали массу ошибок, имея дело с этим кризисом. Они все пытаются спасать финансовые компании по одиночке – тот же Bear Stearns или другие инвестиционные банки, участвовавшие в секьюритизации, но ведь проблема во всей системе. Все финансовые институты между собой связаны теми «инновациями», о которых я упомянул. Нужно менять саму архитектуру. Существуют огромные банковские конгломераты, аккумулирующие проблемы в таких масштабах, что их очень дорого решать. Я думаю, следует сделать банки меньше, игроки должны быть более специализированными, ориентированными на какие-то определенные секторы, ниши рынка или виды бизнеса.
На самом же деле в пересмотре нуждается вся финансовая система. Мощное давление идет со стороны институциональных инвесторов: пенсионных фондов, страховых компаний. Их клиенты хотят повышенную доходность. А как же иначе? Ведь продолжительность жизни в США и Западной Европе растет, соответственно, и размер накоплений к старости должен быть выше. И банки стараются удовлетворить запросы, изобретая все более сложные и рискованные инвестиционные продукты. Но это невозможно, ведь банк ничего не производит, он только финансирует. Нужно донести до потребителя мысль, что он не может ожидать от финансовых институтов ту доходность, на которую рассчитывает. Это и есть большая социальная проблема, в решение которой должно быть вовлечено правительство. Нынешний кризис показывает: свободный рынок сам с ней не справиться.
Кроме того, следует обратить внимание на вопросы бухгалтерского учета. Нужны новые правила, которые не позволят компаниям и банкам скрывать от инвесторов и кредиторов свои потери.
Сколько времени понадобиться на преодоление кризиса, если не будет новых ошибок?
- Банковские системы Европы и Америки должны быть сохранены, оживлены, это займет не меньше двух лет.
А в России?
- Нынешний кризис должен дать определенные преимущества России. Местные компании могут получить более широкий внутренний рынок. Но это нелегко. Россия должна разнообразить свою промышленную базу. Речь идет о переориентации промышленности с экспорта природных ресурсов на импортозамещение, что требует высоких капитальных затрат. Нужно развивать как можно больше внутренних инициатив. Экономика должна быть обновлена.
К сожалению, в России сейчас все внимание сосредоточено на валютных курсах, а нужно строить планы относительно своей промышленности. Финансы должны помогать стране. Банковская система, конечно, нуждается в реформах. Вам нужны крупные сильные банки с хорошим капиталом. И у российских кредитных организаций есть преимущества. Они могут кооперироваться, расширять свое присутствие на международном рынке, создавать крупные транснациональные корпорации, становиться гораздо более сильными по мере того, как слабеют банки США. Хороший пример – банковская система Испании. Они реформировали и получили ее в здоровом виде. Сегодня испанский Santander владеет тремя банками в Великобритании (Abbey, Alliance & Leicester и Bradford & Bingley – «Ф.»). Но на самом деле проблема России не в банках, а в доверии к ним. Люди все время вспоминают 1998 год, когда те были слабыми. И мне кажется, власти запаздывают в принятии решений, а это может спровоцировать панику.
В каком виде мировая финансовая система выйдет из кризиса?
- Это трудный вопрос. Мы входим в совершенно новую стадию, когда правительства будут играть решающую роль в национальной экономике. Это масштабное изменение в капиталистическом сознании. Нам нужны какие-то специальные институты и принципиально новые инструменты вмешательства в рынок, чтобы банки, компании, правительство работали как система. Будет объединяться опыт разных стран. И Китая в том числе. Очень важно быть гибким.