Сама идея, впрочем, не нова: разбиравшиеся в последствиях кризиса рынка ипотечного кредитования эксперты Международной Организации Комиссий по Ценным Бумагам (IOSCO) уже осенью высказали предположение, что мировые рейтинговые агентства могли сыграть свою злую роль. Им же принадлежит инициатива проверить это предположение на практике, оценив процедуры выставления рейтингов.

Получив одобрение со стороны Конгресса, американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) десять месяцев своего исследования посвятила трем крупнейшим игрокам на рынке – рейтинговым агентствам “Fitch Ratings Ltd.”, “Moody’s Investor Services Inc.” и “Standard & Poor’s”. Как выяснилось, небезрезультатно: компании нарушали установленные принципы, а выставленные рейтинги нуждаются в изменениях, дабы инвесторы получали адекватную оценку ситуации. Стоит ли говорить, что особый интерес Комиссией был проявлен именно в отношении ипотечных ценных бумаг и их оценки агентствами.

С 2002 года эти финансовые инструменты прибавили в разнообразии; в ходе оценки усложненных “subprime residential mortgage-backed securities (RMBS)” (или “ценных бумаг, обеспеченных жилищной ипотекой”) и “collateralized debt obligations (CDO)” (или “обеспеченных долговых обязательств”) рейтинговые компании столкнулись с определенными трудностями. SEC быстро обнаружила, что ни у одной компании из “Большой тройки” не было никаких документально зафиксированных процедур для оценки вышеназванных типов сложных финансовых инструментов – иначе говоря, перед аналитиками не лежало никакого алгоритма оценки, которого они могли бы придерживаться. Помимо этого, довольно часто специалисты были осведомлены о размере вознаграждения за проведение процедуры выставления рейтинга, чего быть не должно, так как это ведет к возникновению конфликта интересов. Наконец, рейтинговые агентства нарушали процедуру документации, в результате чего значительная часть информации зафиксирована не была.

“Мы обнаружили серьезные нарушения у этих компаний, включая неполное раскрытие информации инвесторам, отсутствие необходимых процедур контроля и методологи и наплевательское отношение к возможности возникновения конфликта интересов”, - сказал председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам Кристофер Кокс (Christopher Cox). – “Когда им не хватало квалифицированных кадров, чтобы грамотно выполнить свою работу, они искали обходные пути. Это плохие новости, но есть и хорошие: все эти проблемы решаются буквально на глазах. Недавние события, ударившие по нашей экономике, оказались катализатором активности мировых регулирующих инстанций, которые в срочном порядке пересмотрели свои подходы к надзору за деятельностью рейтинговых компаний”. Здесь г-н Кокс, очевидно, имеет в виду план, поддержанный на на днях европейскими министрами финансов, который направлен как раз на ужесточение требований. Европейский парламент займется этим вопросом грядущей осенью. “Однако я хотел бы добавить, что в конечном итоге ответственность за предоставление инвесторам достоверной информации лежит все же не на регуляторах, а на самих рейтинговых компаниях”, – добавляет глава SEC.

Скорее всего, применительно к Fitch Ratings Ltd., Moody’s Investor Services Inc. и Standard & Poor’s Комиссия решила ограничиться простым предупреждением. Этого, однако, нельзя сказать в отношении других американских рейтинговых компаний, проверкой которых SEC займется совсем скоро. Г-н Кокс обещал, что, в случае обнаружения серьезных нарушений, реакция с их стороны последует адекватная.