Проект вносился в Госдуму еще осенью 2021 года, но завис, и только теперь движение по нему возобновилось.

Госдума вернулась к рассмотрению законопроекта 10308-8, который был внесен в ГД в октябре 2021 года, о снижении регуляторной нагрузки на участников финрынка. Сегодня по этому проекту появились заключения профильного комитета и правового управления. У специалистов возник ряд замечаний по отдельным положениям проекта, и комитет направил его авторам на доработку. Авторы должны будут или отказаться от части своих идей, или развить их до более реализуемого состояния. Правовое же управление считает нужным получить заключение ЦБ.

При этом одной из основных идей законопроекта является освобождение одиночных банков и НФО от отчетности по МСФО, что также освободит их от обязательного аудита. Эта мысль не вызвала критики ни со стороны комитета, ни со стороны управления.

Закон о консолидированной отчетности применяется не только холдингами, но и также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу, как она определена в МСФО (за исключением банков с базовой лицензией). Это установлено частью 5 статьи 1 названного закона.

Предложено изменить указанное исключение – в него будут входить не только банки с базовой лицензией, но и некредитные финансовые организации, и любые кредитные организации (кроме центральных контрагентов и депозитариев).

Таким образом, названные организации в тех случаях, когда функционируют вне группы, не должны будут отчитываться по МСФО. Авторы проекта – группа депутатов и один сенатор – считают, что отчетность по МСФО сильно и, главное, необоснованно отягчает жизнь таким организациям. Помимо подготовки, названная отчетность требует еще и обязательного аудита. Также отмечается, что стоимость услуг аудита сильно возросла в последние годы и составляет для небольшой небанковской кредитной организации более миллиона рублей в год.