Цены на продукты питания в рознице в январе могут подскочить в связи с повышением НДС, прогнозирует Центр конъюнктурных исследований ВШЭ. Базовые продукты потребительской корзины могут подорожать на 11% — и всё это на фоне продолжающегося снижения реальных доходов населения. 

«В значительной степени пострадают от повышения НДС промышленные виды деятельности, имеющие в своем объеме реализации большую долю промежуточной продукции», — говорит директор центра Георгий Остапкович. 

Так, размер прямого НДС в пищевой промышленности поднимется более чем на 11%. 

По словам Остапковича, расплачиваться за наценки придется конечным потребителям: издержки «пропутешествуют», как переходящий факел, от производителя к торговцам, от торговцев — к покупателям. 

На фоне падения реальных доходовнаселения сохраняются шансы того, что продавцы некоторое время не будут задирать цены на продукты первой необходимости (хлеб, молоко, масло, сахар, крупы и т.д.), «отыгрываясь» за счет продуктов премиум-класса -деликатесов, ликеро-водочных, табачных изделий и пр. 

«Однако долго применять подобный механизм крайне затруднительно. Если инфляция перейдет границу 6%, что крайне маловероятно, но возможно под влиянием других внешних факторов (не НДС), то все негласные социальные договоренности могут быть нарушены, и каждый будет «сам за себя», — подчеркнул эксперт ВШЭ.