Большинство российских семей (72%) экономят на потреблении товаров и услуг, больше всего граждане отказывают себе в тратах на развлечения, следует из мониторинга «Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие», подготовленного Институтом социальной политики НИУ ВШЭ.

«Более распространенными по-прежнему оказываются пассивные стратегии — экономия и отказ от потребления некоторых товаров. Собранные в мае 2017 года данные показывают, что на протяжении трех месяцев до опроса экономили 72% семей. Наиболее распространенной статьей экономии остаются развлечения (досуг и отдых)», — говорится в исследовании.

В 2017 году граждане России чаще всего сокращают свои расходы на досуг и отдых (51% семей от общей выборки), одежду и обувь (48%), продукты питания (42%).

Эксперты отмечают, что экономия и отказ от потребления стали временными адаптационными стратегиями, в период с ноября 2016 по май 2017 года доля семей, перешедших на более дешевые товары, сократилась с 45 до 37%, отказавшихся от приобретения отдельных товаров — с 45 до 31%.

«Сохраняющаяся потребность в товарах и услугах, приобретение которых было отложено, заставили население искать дополнительные источники доходов», — указывают эксперты.

Все больше россиян ищут дополнительный заработок или более высокооплачиваемую работу (рост с ноября по май — с 18 до 24%), расширяют личное подсобное хозяйство (с 14 до 21%).