Конституционный суд (КС) РФ подтвердил, что Гражданский кодекс (ГК) РФ не допускает истребование вымороченного имущества у гражданина, который, купив квартиру полагался на данные ЕГРН и прошёл государственную регистрацию права собственности, сообщили РАПСИ в суде.

Такое решение принял КС, рассмотрев жалобу москвича Александра Дубовца, от которого Департамент городского имущества требует освободить квартиру, купленную у лиц, впоследствии осужденных за мошенничество с недвижимостью.

"Правоприменительные решения по делу Дубовца должны быть пересмотрены. Позиция КС основана на том, что в деле не выявлено, что "добросовестный приобретатель" знал либо должен был знать об отсутствии у продавца права распоряжаться спорным жилым помещением", - отмечено в постановлении суда.

Как следует из материалов дела, приговором Московского городского суда от 10 июня 2013 года девять граждан были признаны виновными в совершении ряда преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере), одним из которых было незаконное приобретение права собственности на квартиру на улице Удальцова, чей хозяин умер в 1994 году, не оставив наследников. После ряда перепродаж эту квартиру в 2008 году купил Дубовец. Законность каждой из сделок неоднократно подтверждалась в процессе государственной регистрации перехода права собственности.

Заявитель сообщает, что в мае 2015 года решением Никулинского районного суда Москвы был удовлетворен иск Департамента городского имущества "об истребовании жилого помещения из незаконного владения и выселении" его и семьи, а также о передаче спорной квартиры в собственность Москвы. Дубовец не смог добиться положительного решения ни в одной инстанции, в том числе и в Верховном суде РФ. Он просил КС признать пункт 1 статьи 302 ГК РФ (истребование имущества от добросовестного приобретателя), на основании которого суды принимали решение в пользу города, не соответствующим Конституции РФ.

Таким образом КС РФ постановил, что оспоренная Дубовцом норма не учитывает ненадлежащего исполнения своих обязанностей компетентными органами публичной власти, которые знали или должны были знать о наличии жилого помещения, как вымороченного имущества, но не предприняли своевременных мер для его регистрации в установленном порядке.

"Истребование вымороченного имущества по искам публичной власти не должно происходить без учёта факта государственной регистрации права собственности на жилое помещение и без оценки действий публичного собственника в лице уполномоченных органов", - гласит постановление КС РФ.