Количество малых и средних предприятий (МСП) за шесть лет увеличилось на 27,6 млн, однако занятость на них сократилась на 16,9%, говорится в заключении Счетной палаты по итогам анализа эффективности мер поддержки МСП в рамках правительственного антикризисного плана. Аудиторы констатировали отсутствие скоординированных действий по поддержке МСП и объективной оценки состояния предпринимательской среды.

Согласно единому реестру Федеральной налоговой службы, на 10 января 2017 года в России насчитывалось 5,8 млн юрлиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих критериям МСП, с численностью рабочих мест 15,8 млн. По данным Росстата, в 2010 году в стране насчитывалось 4,6 млн субъектов МСП с 19 млн рабочих мест.

Таким образом, за 2010-2016 годы «количество субъектов МСП увеличилось на 1,2 млн единиц, или на 27,6%», указывает Счетная палата: «Вместе с тем количество занятого населения у субъектов МСП за указанный период сократилось на 3,2 млн рабочих мест, или на 16,9%. При этом в последние годы наблюдается рост неформальной занятости».

По данным Минэкономразвития, доля МСП в ВВП страны составляет 20%, на малый и средний бизнес приходится 6,7% общего объема основных фондов и порядка 11% инвестиций в основной капитал, отмечают аудиторы.

За 2015-2016 годы на поддержку МСП из федерального бюджета в рамках госпрограмм Минэкономразвития было выделено 28,2 млрд руб., Минсельхозом — 18,9 млрд руб., ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» — 11,4 млрд, из бюджетов регионов — 3,2 млрд, Корпорацией МСП — 78,8 млрд руб/ и 12,3 млрд «МСП Банком», всего — 152,8 млрд, приводит данные Счетная палата.

Региональные программы были поддержаны за счет субсидий по линии Минэкономразвития: кассовые расходы бюджета в 2015 и 2016 годах составили 17,5 млрд и 10,7 млрд руб. В программе приняли участие 85 регионов, в то же время финансовая помощь была оказана небольшому количеству субъектов МСП в 2015 году — 4%, в 2016 году — порядка 1%, указывают аудиторы: «При этом результативность оказанной финансовой помощи вызывает сомнение». Так, «в отдельных регионах установлены факты дробления бизнеса на более мелкий, предоставления финансовой поддержки ежегодно одним и тем же субъектам МСП, при этом не исключается наличие коррупционной составляющей».

«Анализ деятельности органов государственной власти Российской Федерации показывает отсутствие скоординированной политики», — заключают в Счетной палате.

Например, фактически отсутствует взаимосвязь между приоритетным проектом «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», на который в 2017 году выделено 13,1 млрд руб., с основными документами стратегического планирования в сфере МСП, отмечают аудиторы.

«Ни один из органов государственной власти не проводит комплексную и объективную оценку состояния малого и среднего предпринимательства Российской Федерации, влияние предоставленных льгот и преференций субъектам МСП, результативности использования бюджетных средств, направленных на поддержку малых и средних хозяйствующих субъектов, а также необходимости их выделения на указанные цели в последующие отчетные периоды», — резюмируют в Счетной палате.

Например, используемый Минэкономразвития принцип проведения оценки эффективности финансовой поддержки МСП не предполагает независимого контроля и верификации собранной информации, аргументируют в Счетной палате. Кроме того, несмотря на наличие значительного числа специализированных информсистем, не обеспечивается качественная информационная поддержка малого и среднего бизнеса.

В то же время аудиторы обращают внимание, что несмотря на все недостатки в господдержке МСП, в данной сфере наметилась некоторая позитивная тенденция: увеличение количества субъектов МСП и рост предпринимательской активности. «В то же время очевидно, что эффективность реализуемых мер недостаточна, отсутствует системный результат, пока не удается диверсифицировать экономику», — констатируют аудиторы.