По оценкам банкиров, их ожидает резкий рост требований возврата заранее оплаченных услуг туркомпаний. По правилам при предоплате по карте возвращать клиенту деньги, перечисленные обанкротившимся компаниям, должен банк.

Ведущие банки обсудили угрозу больших убытков из-за не полученных клиентами услуг сторонних поставщиков, которые были заранее оплачены банковскими картами. В совещании, которое прошло в некоммерческом партнерстве «Национальный платежный совет», приняли участие около 20 крупных банков, в том числе Альфа-банк, Промсвязьбанк, «Открытие», Росбанк и представители МПС MasterCard, пишет «Коммерсантъ».

Озабоченность банкиров вызвало ожидание резкого роста требований возврата средств по неполученным услугам в связи с банкротством «Трансаэро» и ожидающимся крахом компаний туристической отрасли после остановки авиасообщения с Египтом. По правилам международных платежных систем, в случае банкротства поставщика сторонних услуг банк-эквайер, проводивший транзакцию по банковской карте, должен вернуть клиенту деньги, которые тот перечислил заранее обанкротившемуся поставщику.

По подсчетам Промсвязьбанка, потери банка-эквайера от возврата средств за авиабилеты, проданные за полтора месяца до банкротства авиакомпанией со среднемесячным оборотом в 500 млн руб., составят 750 млн руб., при том что прибыль от работы с ней же по эквайринговому обслуживанию всего 6 млн руб. в год.

Свои средства банк-эквайер сможет попробовать вернуть уже в ходе банкротства поставщика услуг, но, отмечает издание, шансы на это традиционно малы.

Банкиры обсудили несколько вариантов выхода из ситуации, среди которых возможность внесения изменений в правила МПС. Они также обсудили идею обязательного размещения поставщиками услуг по предоплате страхового депозита. Однако представители MasterCard ответили, что правила платежной системы не регулируют взаимоотношений между банками, поставщиками услуг и клиентами.

Обсуждалась отсрочка в зачислении средств банком-эквайером на счет поставщика услуг, однако это может привести к потере клиентов. Еще одним вариантом выхода из ситуации может стать изменение законодательства — например, возможность потребителя требовать возврата денег только в течение месяца с момента покупки, начинать выплаты только с момента признания ТСП банкротом или обязать ТСП страховать ответственность.

Как ранее писал РБК, туроператоры должны до 12 ноября проанализировать объем аннулированных, перебронированных и «отложенных» туров в Египет и, соответственно, оценить свои затраты. В понедельник, 9 ноября, в Ростуризме прошло совещание с участием крупнейших туроператоров по Египту и представителей некоторых агентских сетей. На совещании обсуждалась подготовка финансовых показателей туроператоров, с тем чтобы обосновать объем и формат поддержки, обещанной государством.