Для решения проблемы «фронтовики» предлагают создать специализированную НКО по развитию гражданского участия в вопросах коммунального хозяйства.

Центр независимого мониторинга исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза» «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), проанализировав действующее законодательство в сфере ЖКХ и судебную практику по делам о защите прав граждан, провел экспертный опрос о работе системы общественного контроля в ЖКХ. В ходе исследования, в котором приняли участие 113 экспертов, в том числе 83 председателя ТСЖ и 30 председателей советов многоквартирных домов из 30 субъектов федерации, ОНФ выявил неэффективность существующей системы общественного контроля.

70% опрошенных экспертов высказали мнение, что существующая система общественного контроля в ЖКХ является неэффективной. Основной причиной этого 45% опрошенных назвали крайне слабую информированность граждан. Недостаточная работа Минстроя РФ и региональных властей по информированию населения о происходящем в сфере ЖКХ была упомянута 76% респондентов.

Также, по мнению 67% экспертов, существующее законодательство не способно обеспечить своевременное и качественное информирование граждан об их правах в ЖКХ и способах их защиты. 60% опрошенных считают, что в настоящее время права граждан в сфере ЖКХ не защищены.

При этом практически все эксперты — 93% от опрошенных — назвали «информирование граждан» основным инструментом стимулирования россиян к участию в общественном контроле в сфере ЖКХ. Популяризацию положительных результатов деятельности по общественному контролю эксперты считают наиболее важной — 56%.

Отсутствие финансовой поддержки (41% респондентов) является одной из причин того, что в системе общественного контроля представлено крайне небольшое количество общественных организаций. Также среди причин эксперты назвали безынициативность граждан и отсутствие прозрачной системы законодательного регулирования деятельности общественных организаций в сфере ЖКХ.

В самом ОНФ заметили, что в ходе исследования судебной практики и вопросов взаимодействия жильцов и управляющих компаний (УК) было выявлено, что частым и систематичным явлением является то, что УК сознательно игнорируют обращения россиян по вопросам ЖКХ. Но провести общее собрание, чтобы сменить недобросовестную УК, и дорого, и тяжело во многом по причине отсутствия единого стандарта договора, из-за чего сами УК позволяют заключать достаточно пространные договоры. При этом гражданам достаточно проблематично и создать ТСЖ, чтобы взять управление домом на себя.

На фоне всего этого в стране крайне слабо представлены общественные организации по защите прав жильцов, а те, что существуют, во многом испытывают проблемы с самофинансированием. Центры общественного контроля на местах зачастую зависимы от региональных или муниципальных властей.

Для решения проблем в ОНФ предлагают создать специализированную федеральную НКО по защите прав жильцов и информированию граждан. Финансировать эту НКО предлагается через государственные гранты.

— Параллельно необходимо облегчить контролерам работу: упростить процедуру создания ТСЖ и созыв собрания, утвердить единую форму договора управления домом, ввести капремонт в сферу закона о защите прав потребителей. И, конечно, чиновников и сотрудников бюджетных организаций в числе общественных контролеров быть не должно, — отметил директор центра «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев.

Также, по словам Николаева, необходимо обеспечить лицам, инициирующим проведение общего собрания собственников, возможность на бесплатной основе получать сведения из ЕГРП и пересмотреть существующий формат участия общественного контроля в лицензионных комиссиях.

Председатель организации «Коммунальный надзор» Николай Морозов рассказал «Известиям», что сегодня общественникам достаточно сложно бороться с беспределом со стороны УК и чиновников, которые не заинтересованы к прозрачной работе.

— Есть указание президента о прозрачности, а с другой стороны есть сознательное торможение этих процессов чередой чиновников. Да, мы имеем в интернете сайты управляющих компаний, которых обязали раскрывать информацию, но на сайтах опубликованы лишь общие отчеты: куда распределили деньги — не прописано. А жильцам интересно, если на ремонт подъезда использовали ведро краски, куда списали остальные 500 тыс., — сказал он.

Морозов заметил, что при смене управляющей компании также есть проблемы, например, сам рынок УК достаточно узкий и отличается монополизмом. Даже в таких крупных городах, как Москва, по словам специалиста, можно лицезреть монополистские проявления.

— Часть работ по ЖКХ Москвы сейчас выполняет госпредприятие ГБУ «Жилищник», компания, которая, получив монопольное право на это, не справляется со своими обязанностями и не пытается этого сделать. Что же до информирования, то мы сейчас идем к этому, чиновников заставляют быть более публичными, но они всё равно уворачиваются, формально исполняя закон, — резюмировал Морозов.

Борец с коррупцией в ЖКХ и управляющий ТСЖ «Гамма» в Оренбурге Виталий Кукушкин рассказал, что в регионах дела с защитой прав жильцов обстоят еще более плачевно. При этом он отметил, что и сами жильцы проявляют массовую склонность к долгам по коммунальным платежам, что не способствует нормальной работе отрасли.

— На сегодняшний день законодательство заточено под истребление форм самоуправления. Власти стремятся организовать систему через пару управляющих компаний на весь город и больше никого не пускать. В жилищной сфере сейчас нет руководителей, готовых защищать простое население, все они запуганы или аффилированы, — сказал управляющий. — Что касается Оренбурга, то весь жилой фонд города сейчас находится на аварийном обслуживании. Мы бы хотели работать лучше, но на это нет средств. Ресурсы разворовываются простыми гражданами-должниками. Сегодня по Оренбургу крадется до 34% поставляемых им ресурсов, хотя еще в сентябре это было 25%.