Неполнота базы паспортов и нестабильная работа информационного ресурса ФМС грозят финансистам крупными штрафами.

Банковское сообщество пожаловалось Центробанку на проблемы, которые возникают при проверке паспортных данных клиентов до приема их на обслуживание — банки должны проверять данные всех паспортов с марта 2014 года. В письме банкиры отметили неполноту базы паспортов на сайте Федеральной миграционной службы (ФМС) и нестабильность работы информационного ресурса. Представители регулятора подтвердили «Известиям» наличие проблемы.

Мартовское указание ЦБ, которое так трудно выполнять банкам, изменяет Положение Банка России от 19 августа 2004 года «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Теперь банки должны проверять на подлинность паспорт при идентификации клиентов в рамках любых операций, включая открытие вклада, выдачу кредита, обмен валюты (на сумму свыше 15 тыс. рублей) и денежные переводы (на сумму свыше 15 тыс. рублей).

— Все документы, позволяющие идентифицировать клиента, должны быть действительными на дату их предъявления [имели место случаи получения кредитов по похищенным паспортам и паспортам умерших людей]. Для проверки паспортов граждан банки должны использовать информационный сервис на сайте ФМС, — говорится в указании. Для того чтобы установить, действителен ли документ, необходимо ввести серию и номер паспорта. Если клиент является гражданином иностранного государства, то вместе с паспортом предоставляется заверенный нотариусом перевод на русский язык.

За неисполнение требований регулятора предусмотрены штрафы: сотрудники банка могут быть оштрафованы на 10-30 тыс. рублей, а сам банк — на 50-100 тыс. рублей. Суммы санкций могут быть весьма значительными, учитывая возможную массовость штрафов. Крайняя мера (за неоднократное нарушение указания) — приостановление операций, а впоследствии — отзыв у банка лицензии, сообщил «Известиям» источник, близкий к Банку России.

В письме ЦБ (копия есть у редакции) Ассоциация российских банков указала на несколько проблем. Во-первых, как пишет АРБ, банки рискуют получить на сайте ФМС неактуальную и/или недостоверную информацию. Единственная понятная формулировка, подтверждающая действительность паспорта, которую предлагает на сайте служба, звучит так: «Статус паспорта: действителен». В то же время на сайте ФМС говорится, что «отсутствие информации о запрашиваемом паспорте («в электронных учетах ФМС в настоящее время не значится») не означает, что паспорт недействителен». Такой ответ дается и в случае, если информация о выданном паспорте не поступила из соответствующего территориального органа или же запись о документе проходит тестирование в программном комплексе базы.

Вторая проблема, на которую обратила внимание АРБ, — перегруженность сайта ФМС и технические неполадки. Они подчас не позволяют осуществить проверку паспортов клиентов в течение нескольких дней. В данном случае ряд банков уже начали отказывать клиентам в приеме на обслуживание из-за невозможности проверить данные.

По словам начальника отдела открытия счетов СБ Банка Ирины Войтенко, сейчас один подлинный паспорт из 10 получает формулировку «в электронных учетах ФМС в настоящее время не значится».

— Вот пример из практики, — рассказывает Войтенко. — Индивидуальный предприниматель обратился в банк в целях открытия счета. Результат проверки паспорта через ресурс ФМС оказался таким: информация о запрашиваемом паспорте «в электронных учетах ФМС в настоящее время не значится». Мы вынуждены просить клиента обратиться в территориальное подразделение ФМС за подтверждением. Понятно, что у клиента сразу же возникает аргумент: как это может быть, ведь по этому паспорту были оформлены водительские права (больничный, куплены билеты на самолет, оформлены субсидии и т.д.)? 
Через данную проверку проходят все клиенты: представители юридических лиц, ИП, физические лица для получения любого банковского продукта, открытия счета, оформления пластиковой карты, размещения депозита, получения кредита и т.д. В результате у клиента формируется негативное отношение к банку.

По словам Войтенко, банки в текущей ситуации несут репутационные риски. Поэтому, считает собеседница «Известий», информация на сайте ФМС должна быть однозначной: банкам должна предоставляться конкретная информация — или паспорт действителен, или нет. Как отмечает вице-президент банка «Интеркоммерц» Светлана Пузина, при проверке паспортных данных клиентов до приема их на обслуживание на сайте ФМС действительно приходилось сталкиваться с тем, что данные предоставляются не в полном объеме.

Старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Сергей Алин проводит аналогию между новацией и запуском онлайн-сервиса по проверке наличия неуплаченных штрафов транспортного средства (опция ГИБДД).

— Как только этот сервис был запущен, все водители ринулись проверять свои авто, что в результате на время вывело систему из строя: она элементарно не справилась с такой нагрузкой и количеством запросов, — говорит Алин. — Вот и сайт ФМС виснет по тем же причинам, только в данном случае им пользуются банкиры и сайт нужен им постоянно, а не от случая к случаю.

Банкиры рассказывают, что пока регулятор не применял к ним санкции, предусмотренные указанием. Однако они опасаются, что из-за проблем, возникающих на практике при проверке паспортов клиентов, наказания избежать не удастся. По мнению Шаталовой, самый рациональный способ решения проблем — предоставление банкам возможности доступа к базе не через текущий веб-интерфейс, а по отдельному каналу, который позволял бы оперативно получать необходимую информацию.

АРБ предлагает наладить получение информации о паспортах не через сайт ФМС, а через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая создана в рамках закона о госуслугах. К ней подключено и 90% банков, и ФМС, указывает АРБ. Такой способ будет более технологичным, исключит ручной ввод информации на сайте ФМС и перегруз интернет-ресурса службы. По словам руководителя службы внутреннего контроля Абсолют Банка Елены Букиной, обмен информацией через систему межведомственного электронного взаимодействия был бы более удобен для всех участников процесса.

В Центробанке признали наличие проблем с сайтом миграционной службы.

— Банк России располагает информацией о проблемах, с которыми сталкиваются кредитные организации при выполнении требований о проверке действительности паспортов физических лиц через информационный сервис «Проверка действительности паспорта гражданина РФ» на официальном сайте ФМС, — отметили в пресс-службе ЦБ. — В настоящее время проводятся консультации на предмет определения действий банков при возникновении технических проблем, связанных с выполнением требований Банка России.

Проблема будет решена тем путем, который предложили банки.

— Одновременно отмечаем, что по информации, полученной из ФМС России, в настоящее время в целях проверки действительности паспортов при проведении идентификации клиентов кредитные организации помимо ресурса, размещенного на сайте ФМС России, могут использовать вариант обмена сведениями с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Кредитные организации подключаются к СМЭВ как участники Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), — сказал представитель регулятора.

В ФМС не ответили на запрос «Известий».