На зарплаты непрофильных сотрудников тратится 11,5 млрд рублей.

За 2013 год руководство ЦБ сократило 76 расчетно-кассовых центров (РКЦ) — вдвое больше, чем годом ранее, когда было упразднено 38 РКЦ. Это следует из приказа  председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной от 17 декабря 2013 года № ОД-1047 (копия есть у «Известий»), которым утверждена новая структура мегарегулятора. Согласно приказу, с 23 января в структуре ЦБ останутся только 422 расчетно-кассовых центра — против 498 по состоянию на 1 января прошлого года.

Как пояснили «Известиям» в Центробанке, сокращение подразделений происходит в рамках программы централизации обработки денежной наличности и оптимизации структуры подразделений Банка России. Ранее первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский заявлял, что создание крупных кассовых центров позволило участникам наличного денежного обращения сократить количество локальных кассовых узлов, высвободить помещения. До 2015 года в ЦБ надеются сократить еще порядка 200 РКЦ.

Количество сокращенных сотрудников в соответствии с новой структурой в ЦБ не раскрывают. Однако подсчитать это несложно. Так, согласно годовому отчету ЦБ за 2012 год, количество сотрудников в «структурных подразделениях в составе территориальных учреждений» (это в основном и есть РКЦ) составило 27,2% от общей численности сотрудников ЦБ, или почти 18 тыс. человек. Таким образом, после ликвидации 76 РКЦ без работы могли остаться порядка 2,5-2,8 тыс. человек, что составляет около 4% штата Центробанка (на 1 января 2012 года он составил 65,9 тыс. человек). 

Новые главки и департаменты

Согласно приказу № ОД-1047, 16 главных региональных управлений ЦБ в Центральном федеральном округе объединены в единое Главное управление по ЦФО. Теперь в состав ЦБ вместо 79 региональных управлений входят 63: 43 главка в регионах и 20 национальных банков. Как уже писали «Известия», это связано с реформой управления представительств ЦБ в регионах, о чем регулятор объявил в августе. Суть реформы в том, что должно остаться только восемь региональных управлений, по числу федеральных округов.

А вот в Центральном аппарате пополнение: уже с 10 декабря (то есть задним числом) в структуре Банка России появляются девять новых департаментов, которые будут отвечать за развитие и функционирование финансовых рынков. В частности, создадут департаменты развития финансовых рынков, допуска на финансовые рынки, сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций, страхового рынка,  коллективных инвестиций и доверительного управления, департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка, главное управление рынка микрофинансирования, главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках и службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. На работу в них перейдут сотрудники Службы по финансовым рынкам, которая будет ликвидирована с 3 марта.

Несмотря на то что новая структура Центробанка была утверждена еще 17 декабря, на сайте регулятора изменения до сих пор не отражены.

«Сопка любви» и другие непрофильные активы

В одном новая структура ЦБ изменений не претерпела — в социальной инфраструктуре, которая находится на балансе регулятора и к его прямой деятельности отношения не имеет. Центробанк никогда официально не публиковал перечень своих непрофильных активов, и, похоже, сократить ее новому председателю ЦБ будет сложнее, чем уменьшить количество подразделений, напрямую отвечающих за банковское регулирование. Так, на балансе регулятора числится 66 подразделений общественного питания (комбинаты и столовые), 80 различных лечебных подразделений (от медицинского центра до амбулаторий и здравпунктов), 20 гостиниц и общежитий, а также 22 оздоровительных учреждения: базы отдыха, пансионаты и санатории.

Всё это закрытые учреждения, которые не обслуживают клиентов со стороны. Чтобы туда попасть, необходима специальная путевка. Ни у одного из учреждений нет ни собственного сайта, ни официального прайс-листа с ценами на отдых и лечение. Хоть что-то узнать об их деятельности можно только в профильных группах в социальных сетях (их организуют отдохнувшие счастливчики). По их словам, пансионаты и санатории ЦБ не уступают по уровню четырех-пятизвездочным европейским гостиницам, а спектр лечения весьма широк: от психиатрии до стоматологии. В каждом пансионате или санатории предусмотрена культурная программа, массовики-затейники, во многих пансионатах есть свои нарзанные источники, а санаторий имени 50-летия Октября рядом с Владивостоком заманивает к себе «центральных банкиров» видовой площадкой «Сопка любви».

По словам отдохнувших, стоит удовольствие недорого: 1-1,5 тыс. рублей за номер в сутки, причем если направление в санаторий дано по медицинским показаниям, то отдохнуть можно и бесплатно. Для сравнения: у Минфина имеются всего одна ведомственная поликлиника и один санаторий — «Елочки», который, кроме сотрудников финансового ведомства, работает и с обычными клиентами: двухместный номер люкс, например, стоит 4,5 тыс. рублей в сутки.

— Так как формально Центробанк не является госучреждением, его миновали практически все волны административной реформы, из-за которых многие ведомства были вынуждены сократить свои непрофильные активы, которые достались им с советских времен, — рассказал «Известиям» бывший высокопоставленный сотрудник ЦБ. — Как правило, руководство ЦБ мотивировало необходимость наличия такой большой социальной инфраструктуры тем, что иначе сотрудники станут массово переходить  на работу в коммерческие банки.

Центробанк не только сохранил «советскую» социальную инфраструктуру, но и развивает ее. Так, в этом году в Адлерском районе ЦБ построил для своих сотрудников новый корпус четырехзвездочного пансионата «Южный» на 200 номеров. Он расположен непосредственно на берегу Черного моря, причем у ЦБ есть даже свой частный пляж. Обошлось строительство в 3,5 млрд рублей. Любопытно, что первый корпус, строительство которого было закончено в 2008 году, также имеет 200 номеров, но стоимость, по данным «Известий», составила около 700 млн рублей.

Стоимость строительства и содержания такой гигантской социальной инфраструктуры ЦБ не раскрывает. В годовом отчете указано только, что в социально-бытовых подразделениях работает 12,7% всех сотрудников ЦБ, или 8,4 тыс. человек. С учетом того что в 2012 году на содержание работников потратил 90,4 млрд рублей, расходы только на зарплату «непрофильным» сотрудникам ЦБ ежегодно составляют  более 11,5 млрд. рублей.

В самом ЦБ такие расходы считают оправданными.

— С учетом того что ЦБ присутствуют в каждом регионе, наличие такого большого количества объектов социальной инфраструктуры вполне оправданно, — говорит источник «Известий» в Банке России. — И если бы они не были на балансе ЦБ, то расходы по их содержанию были бы возложены на местные власти или федеральный бюджет, чему бы они явно не обрадовались.