C ростом кредитования растет и количество ошибок в кредитных историях банковских заемщиков. Исправить испорченную кредитную историю довольно сложно, а ответственности за испорченную по вине банка историю не предусмотрено.

Число заявлений на оспаривание кредитных историй граждан в трех ведущих БКИ — Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), бюро "Эквифакс Кредит Сервисиз" и Объединенном бюро кредитных историй (ОБКИ) — по сравнению с началом 2012 года выросло на 22,5%, 63,2% и 23,6% соответственно. И хотя абсолютные цифры не выглядят впечатляюще (в НБКИ, например, число заявлений выросло с 31 до 40, в "Эквифакс" в этом году за исправлением кредитной истории обратилось 49 заемщиков против 18 — в прошлом, в ОБКИ — 18 против 13), тренд по росту числа искажений тревожит экспертов и участников рынка. Далеко не все банки охотно и оперативно вносят изменения в истории заемщиков. По статистике НБКИ, удовлетворяется около 60% требований заемщиков об исправлении, ОБКИ — 17%, "Эквифакс" — 3%.

По оценкам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, сейчас количество ошибочных историй может составлять 3-4% от их совокупного объема в БКИ. Чаще всего клиенты просят отразить в истории факт погашения кредита, убрать информацию о просрочках, которые они не допускали, решить проблему с "задвоением" историй, когда в кредитную историю вносятся данные об обращении за кредитом, хотя заемщик его брать передумал.

БКИ называют разные причины, по которым в кредитные истории закрадываются ошибки. В НБКИ указывают, что виноваты могут быть как небольшие кредитные организации, вручную обрабатывающие данные пользователей, так и сами клиенты, погашающие кредит или его части через третьи организации без учета того, что иногда для зачисления средств в банк требуется один-два дня. В ОБКИ большинство ошибок фиксируют по вине кредитных организаций, особенно занимающихся POS-кредитованием (выдающих кредиты на приобретение товаров в розничных сетях, карточные кредиты). По статистике бюро "Эквифакс", заемщики чаще всего обращаются, чтобы устранить ошибки, связанные со сбоем IT-систем, погрешностями оператора, некорректно внесшего данные в систему, или действиями мошенников, которые оформили кредит по чужому паспорту.

Участники банковского рынка признают, что технические ошибки в кредитных историях, происходящие по вине банков, не редкость. При этом исправить историю непросто. Закон обязывает банки отвечать на запросы БКИ в течение 30 дней, но иногда банки затягивают с выдачей кредитных историй. "Например, из-за нехватки человеческих ресурсов, если данные обрабатываются вручную",— уточняет заместитель генерального директора ОБКИ Николай Мясников. Исправить ошибку помимо воли банка бюро не может. "Законодательно установлен срок ответа БКИ заемщику, но нет предписания насчет срока ответа БКИ от банка,— отмечает начальник отдела юридического сопровождения потребкредитования Промсвязьбанка Татьяна Письмерова.— Поскольку при выдаче кредита банки учитывают много факторов, то доказать причинно-следственную связь в отказе по кредиту ошибкой в кредитной истории, а значит, и защитить в судебном порядке свои интересы заемщику будет затруднительно".