Банк России постепенно осваивает не только права, но и обязанности мегарегулятора. Одна из важнейших — предотвращение и урегулирование конфликта интересов ЦБ в его новом статусе. Этим вопросом уже занимается специальная комиссия под руководством зампреда Дмитрия Скобелкина.

О создании в Банке России комиссии по разрешению конфликта интересов ЦБ как мегарегулятора на Национальном платежном форуме вчера сообщил директор департамента национальной платежной системы Тимур Батырев. Он отвечал на вопрос Ильи Ломакина-Румянцева о том, делает ли что-либо Центробанк не только для реализации своих новых полномочий, но и для выполнения сопряженных с ними обязанностей — по предотвращению, выявлению конфликтов интересов и управлению ими (прописаны в законе о Центробанке). Для господина Ломакина-Румянцева этот вопрос не праздный. Он входит в совет директоров и возглавляет общественный совет "Росгосстраха" — крупнейшего игрока страхового рынка, который теперь подконтролен мегарегулятору в лице ЦБ.

Как пояснил впоследствии "Ъ" господин Батырев, комиссия по разрешению конфликта интересов функционирует при председателе Центробанка как совещательный орган, возглавляет ее зампред Банка России Дмитрий Скобелкин. В комиссию в качестве членов входят заместители председателя и директора департаментов (в частности, надзорного, платежного, юридического и пр.) по тем направлениям деятельности Центробанка, по которым конфликт интересов потенциально возможен. Ее первые заседания уже состоялись и были посвящены регламентации ее собственной деятельности.

В будущем в функционал нового органа будет входить подготовка рекомендаций руководству Банка России по вопросам разработки политики в области конфликта интересов. Как предположил Тимур Батырев, эта политика может представлять собой отдельный внутренний документ Центробанка. Кроме того, комиссия будет решать вопросы, связанные с распределением обязанностей служащих ЦБ от зампредов до директоров департаментов и их перераспределением, для избежания потенциального или урегулирования уже сложившегося конфликта. В сферу компетенции нового органа ЦБ также может входить анализ проектов нормативных актов на предмет конфликта интересов, порядок определения круга вопросов, где этот конфликт потенциально возможен, и доведение этой информации до руководства Банка России.

Непосредственно инициативу ЦБ участники рынка оценили позитивно — и в первую очередь тот факт, что руководство комиссией отдали новому в Центробанке человеку (еще недавно господин Скобелкин занимал пост замдиректора Росфинмониторинга). По их мнению, он будет более объективен в оценке ситуации, нежели старожил. Впрочем, реальное желание ЦБ контролировать конфликт интересов и роль нового органа в этом процессе можно будет оценить только со временем, считают они.