ПФР: заявления о национализации пенсионных накоплений беспочвенны

Сколько россиян в результате пенсионной реформы останется без трудовой пенсии, как создание системы гарантирования накоплений отразиться на правах граждан и как вырастут пенсии в течение трех лет, в интервью РИА Новости рассказал глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов.

Правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, которые затрагивают все сферы пенсионного страхования: от пенсионной формулы до накопительной пенсии. Сколько россиян в результате пенсионной реформы останется без трудовой пенсии, как создание системы гарантирования накоплений отразиться на правах граждан и как вырастут пенсии в течение трех лет в интервью РИА Новости рассказал глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов.

— Антон Викторович, новая пенсионная формула ужесточает минимальные требования по входу в пенсионную систему. Оправданы ли опасения экспертов, что увеличение минимального трудового стажа с 5 до 15 лет приведет к тому, что миллионы россиян не смогут заработать право на трудовую пенсию. Учитывая также необходимость набрать по новой формуле минимум 30 пенсионных баллов, как много россиян в итоге будут получать только социальную пенсию?

— В настоящее время лишь около 2,7% граждан, которые к нам обращаются за назначением трудовой пенсии по старости, не имеют стажа в 15 лет. Сейчас у нас средний стаж при назначении трудовой пенсии более 33 лет.

В целом мы рассчитываем, что у людей появится стимул изменить свое поведение — легально работать и показывать доходы. Поэтому есть и второй параметр — 30 баллов, которые нужно заработать, чтобы получить право на страховую пенсию. Фактически новая формула говорит людям: выбирайте. Если вы работаете неофициально или показываете зарплату в один МРОТ, а все остальное получаете в конверте, то заработаете право только на социальную пенсию или же стаж у вас должен быть не менее 30 лет. Социальная пенсия, помимо того, что не так высока, как трудовая, так еще и устанавливается на 5 лет позже.

—  Противники пенсионной формулы утверждают, что установление минимального количества пенсионных коэффициентов — слишком жесткое требование. Некоторые эксперты даже подсчитали: чтобы заработать 30 баллов нужно будет работать отнюдь не 15 лет.

— Этот показатель установлен исходя из того, что зарплата в размере МРОТ в течение 30 лет дает право на страховую пенсию. Но увеличивая один параметр, например, размер заработка, появляется возможность снижать другой. Заработать 30 балов можно и за три года, если за вас уплачиваются взносы с максимальной взносооблагаемой зарплаты.

—  Многие молодые россияне высказывают предложения о том, чтобы получить возможность отказа от будущей пенсии. Аргументация такая: оставьте страховые взносы мне, я хочу получать сегодня зарплату на 30% больше, чем получаю, и ради этого я готов отказаться от пенсии в будущем. Такой подход вообще имеет право на существование?

— Начнем с того, что молодые люди сами на обязательное пенсионное страхование ничего не платят. Уплачивая взносы на социальное страхование за сотрудника, работодатель не снижает их заработную плату. Поэтому от чего молодые люди хотят отказаться, непонятно. Во-вторых, я бы провел здесь аналогию с автострахованием. Например, есть водитель, который аккуратно ездит и пока не попадал в аварии. И вдруг он решает: «Зачем я буду платить за страховку, если у меня никогда не было аварий?» О том, что это ошибочное решение, человек, к сожалению, начинает понимать, когда наступает страховой случай. А ведь в отличие от автострахования, наш страховой случай — старость и потеря трудоспособности. Когда мы сами молодые, здоровые и полны сил, нам кажется, что это будет всегда, однако это не так. Поэтому и введена система обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования.

В России, как практически и во всех развитых странах, солидарная пенсионная система. Она предусматривает солидарное страхование и для тех, кто стал инвалидом, потерял кормильца и так далее. В мире это считается стандартом, который обеспечивает конституционные права граждан на социальную помощь.

При этом обязательное пенсионное страхование обеспечивает права на том уровне, на котором данная страна при своем экономическом развитии может себе позволить. Если кому-то этот уровень не нравится и он считает, что может и должен получить больше, то такой гражданин может самостоятельно в добровольном порядке копить себе на пенсию, но в государственном пенсионном страховании он обязан участвовать в силу закона.

—  Стоит признать, что работодатели нередко предлагают серую схему: мы готовы тебе платить высокую зарплату на руки, а по всем документам будем показывать низкую зарплату. Как в такой ситуации вести себя работнику? Есть ли какие-то способы воздействия на работодателя?

— Если говорить с точки зрения государства, то власти многое сделали для того, чтобы нагрузка на бизнес не была обременительной. Мы заморозили взносы на пенсионное страхование на уровне 22%, существует много льгот для малого бизнеса и для разных категорий плательщиков. Это было сделано для того, чтобы их бизнес был эффективным, чтобы работодателям не приходилось платить "черную" зарплату. Государство приняло меры, чтобы нагрузка не была высокой, теперь бизнес должен ответственно подойти к вопросам пенсионного страхования своих работников и платить за них страховые взносы. Что касается наказания… Если работник идет на это, то он сам, во-первых, нарушает закон, а во-вторых, ущемляет свои же права, в том числе и пенсионные.

Но в последнее время, с учетом дефицита действительно квалифицированных специалистов по многим профессиям на рынке труда, а на это жалуются многие предприниматели, мы видим обратную тенденцию. Компании конкурируют за специалистов, привлекая и удерживая их именно белой зарплатой и дополнительными программами социального страхования. Конечно же, мы понимаем, что теневая занятость носит действительно масштабный характер в нашей стране. И, на наш взгляд, введение новой пенсионной формулы подтолкнет граждан и предпринимателей изменить свое поведение и заставит показывать реальную зарплату и стаж.

—  Несмотря на то, что вопрос повышения пенсионного возраста вроде закрыт, отдельные эксперты и даже министерства продолжают обсуждать эту тему. Недавно в СМИ активно обсуждали предложения ввести для женщин "мужскую" пенсию, то есть повысить для них пенсионный возраст до 60 лет. Ведь во многих странах и для мужчин и для женщин установлен один возраст выхода на пенсию. Как вы оцениваете эту инициативу?

— Каждая страна самостоятельно определяет для себя возраст выхода на пенсию граждан, потому что пенсионный возраст — это величина, которая зависит от нескольких факторов: продолжительности жизни, ситуации на рынке труда, состояния системы здравоохранения здоровья пожилых людей. Мы анализируем все эти аспекты и принимаем решения с учетом всех условий. Сегодняшнее решение — не повышать пенсионный возраст, а стимулировать добровольный более поздний выход на пенсию. Но понятно, что если продолжительность жизни увеличивается, то и возраст выхода на пенсию тоже должен быть увеличен. Но в среднесрочной перспективе у нас таких планов нет.

— Среднесрочная перспектива — это сколько?

— Минимум пять лет — это точно. Возможно, когда-то к этому вопросу и вернутся, но не скоро.

—  Теперь о том, какие же будут пенсии. Международные стандарты ориентируют на то, что пенсия, гарантируемая государством, должна быть равна 40% от утраченного заработка. В рамках обсуждения пенсионной реформы речь идет о средней пенсии в размере 2,5-3 прожиточных минимума пенсионера. На что все-таки ориентироваться?

— Мы прежде всего ориентируемся на соотношение размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера. Сейчас средняя трудовая пенсия около 1,8 прожиточного минимума пенсионера, а к 2030 году превысит 2,5. Это существенный рост. А то, что сегодня принято в России считать коэффициентом замещения, когда средний размер пенсии делят на среднюю зарплату — это не совсем правильно. По международным методикам этот коэффициент нужно подсчитывать иначе: это индивидуальный коэффициент, в котором учитывается стаж, средняя зарплата человека и даже количество его иждивенцев и т.д. Пенсионный фонд сейчас готовит предложения по методике расчета такого коэффициента, потому что это важный показатель. Только после ее принятия и использования можно будет говорить о коэффициенте замещения, соответствующем международным стандартам.

—  В одном из интервью вы говорили о том, что для получения 40% от утраченного заработка при выходе на пенсию, нужно иметь стаж 35 лет и получать зарплату в течение всей трудовой деятельности не ниже средней по стране. Эти ориентиры остаются в силе?

— Да, мы ориентируемся на это. Но здесь нужно говорить о зарплате, с которой работодатели уплачивают за работника страховые взносы в государственную пенсионную систему. Сегодня максимальной взнособлагаемой зарплатой является заработок в 47,3 тысячи рублей в месяц, это 1,6 среднероссийской зарплаты. К 2021 году взносы будут уплачиваться уже с зарплаты в 2,3 от среднероссийской. Если ваша зарплата будет попадать в эти уровни, то вы можете рассчитывать при трудовом стаже в 30-35 лет на пенсию в 40% от среднего заработка.

—  У вас есть прогнозы относительно того, как вырастут пенсии россиян в ближайшие годы?

— Правила индексации пенсий в ближайшие годы не изменятся. Они будут расти так, как и сейчас: с 1 февраля — по уровню инфляции за прошлый год, с 1 апреля — на разницу между инфляцией и доходами ПФР в расчете на одного пенсионера. В проекте бюджета ПФР заложена общая индексация трудовых пенсий в 2014 году на 8,1%, в 2015 году — на 7,1%, в 2016 году — на 6,6%. Социальные пенсии на 17,6% — в 2014 году, на 5,5% — в 2015 году и на 4,6% — в 2016 году. В 2016 году средний размер пенсии в РФ составит 13,2 тысячи рублей, что будет соответствовать 1,9 прожиточного минимума пенсионера.

—  Нельзя обойти вопрос акционирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Пока НПФы будут проходить процедуру преобразования из НКО в АО, проверку ЦБ и вступать в систему гарантирования пенсионных накоплений, новые пенсионные накопления граждан будут переданы в управление ПФР. Как будет проходить процедура передачи НПФами пенсионных накоплений?

— В рамках пенсионной реформы мы не меняем ни систему формирования накопительной части пенсии, ни систему выбора управляющей компании и продолжаем принимать заявления. Еще два года дано гражданам, чтобы определиться с выбором варианта пенсионного обеспечения — формировать пенсионные права только в солидарной системе или продолжить формирование пенсионных накоплений.

Сегодня начато создание системы гарантирования пенсионных накоплений: чтобы никто из граждан не мог в будущем получить средств меньше, чем перечислено страховых взносов на их счета. Включение НПФов в новую систему будет осуществляться только после проверки их на соответствие новым требованиям, включая изменение организационно-правовой формы. После того, как пенсионные фонды начнут входить в эту систему, пенсионные накопления, которые придут к нам за второе полугодие 2013 года, будут передаваться им.

—  А что будет происходить с накопительной частью в 2014 году?

— Страховые взносы, которые придут от работодателей после 1 января 2014 года, будут направляться в солидарную часть, и права россиян будут образовываться в солидарной части. Граждане здесь ничего не потеряют, поскольку практика показывает, что права в солидарной части индексируются выше инфляции. Например, в этом году мы проиндексировали пенсии на 10,1%. Точно так же индексируются пенсионный капитал работающих граждан, в 2014 году мы увеличим их права еще на 8,1%.

Накопительная же пенсия растет за счет других механизмов — инвестиционного дохода минус расходы на администрирование, то есть минус расходы самих фондов и управляющих компаний. Кстати, те средства пенсионных накоплений, которые были переданы в НПФы в предыдущие годы, останутся у них. Они и продолжат управление этими деньгами.

—  Какую среднюю доходность показывают НПФы?

— В прошлом году средняя доходность была порядка 7,8%. Как видите, меньше, чем индексация страховой части.

—  Когда негосударственные пенсионные фонды смогут войти в систему — 2014 или в 2015 году?

— Это будет зависеть от того, насколько быстро они адаптируются к новым требованиям.

—  Если НПФ пройдет процедуру перерегистрации в первом полугодии 2014 года, он получит накопления за этот год?

— Как только НПФ войдет в систему гарантирования сохранности инвестиций, мы со следующего квартала заново начнем собирать страховые взносы по тарифу 6% и направлять их в этот НПФ за тех граждан, которые выбрали его своим страховщиком. Кроме этого, мы будем обязаны перечислить им взносы за второе полугодие 2013 года. Планируя бюджет, мы исходили из того, что все средства будут в ПФР до конца 2014 года, но никакой прямой нормы нет. Поэтому Минфин зарезервировал специальные средства в расходах на такой случай — 244 миллиарда рублей.

Сейчас идут разговоры, что происходит национализация пенсионных накоплений, происходит их изъятие. Необходимо сказать, что пенсионные накопления — это деньги работодателей, которые они в силу закона направляют в ПФР на пенсионное страхование. Это государственная собственность, и государство устанавливает здесь правила через законы, это публичное право. Никакого изъятия в данной ситуации нет. Государство в связи с решением о создании системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений меняет эти правила законом. При этом сделало это в достаточно комфортном виде.

—  То есть заявления о том, что судебные иски россиян по поводу накоплений за 2014 год могут быть успешны, не состоятельны?

— Да, не состоятельны. Какие права нарушаются? Это право государства определять, в какой форме образуются пенсионные права граждан в государственной пенсионной системе. О нарушении прав чисто гипотетически можно было бы говорить, если бы пенсионные права граждан в результате решений государства уменьшались бы, но они не только не уменьшаются, но и увеличиваются.