Коллекторы все чаще стали «подменять» судебных приставов при взыскании долгов по исполнительным листам. В первом полугодии 2013 года задолженность, подлежащая взысканию приставами, но переданная коллекторским агентствам, достигла 10,2 млрд рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 15%. Об этом говорится в исследовании Национальной службы взыскания (есть у «Известий»).

По данным Национальной службы взыскания (НСВ), в первом полугодии 2011 года банки передали коллекторам по агентской схеме 6,8 млрд рублей долгов, подлежащих взысканию по исполнительным листам. Это 6% от общей суммы, подлежавшей взысканию приставами в рамках исполнительных производств. За аналогичный период 2012 года размер долгового портфеля коллекторов составил уже 8,6 млрд рублей (7%), а в первом полугодии 2013 года — 10,2 млрд (при сохранении доли в 7%). То есть за два года объем переданных коллекторам долгов по исполнительным листам вырос на 33%. Такая динамика объясняется тем, что приставы недостаточно эффективно ведут работу по взысканию банковской задолженности. Судя по статистике Федеральной службы судебных приставов (ФССП), количество «кредитных» дел и объем взыскиваемой задолженности за последние несколько лет выросло, а эффективность работы исполнителей снизилась. Так, в 2010 году приставы взыскали в 15 раз меньше необходимого объема, а в прошлом — в 16 раз.

У сотрудников ФССП уходит много времени на поиск источников погашения задолженности. После того как приставы получают судебное решение о взыскании с должника денег в пользу банка, они начинают выяснять, каким имуществом и какими доходами располагает гражданин. В этих целях делаются запросы в ГИБДД, в банки. Если выясняется, что неплательщик владеет каким-либо имуществом, например автомобилем, то оно будет взыскано в счет покрытия долга. Также приставы могут явиться домой к должнику в строго установленное законом время (с 06.00 до 22.00) и описать имущество. Но по закону они не имеют права наложить арест на предметы первой необходимости (например, холодильник, посуду). Еще одним источником погашения задолженности могут служить банковские счета должника, на которые приставы накладывают арест. Правда, для этого сначала необходимо выяснить, в каком банке у неплательщика был открыт счет. Если должник продолжает работать, то приставы имеют право ежемесячно вычитать из его зарплаты деньги (до 50%) в счет погашения долга.

Коллекторы в последнее время все активнее «подменяют» судебных приставов в рамках взыскания долгов по исполнительным листам. Так, в настоящее время в объеме бизнеса НСВ соответствующее направление занимает 7% против 5% в 2011 году. Как отметили в НСВ, в связи с ростом портфеля на стадии сопровождения исполнительного производства создано профильное подразделение компании. В других коллекторских агентствах этот показатель также растет. В Столичном коллекторском агентстве, например, он равен 5% и увеличился по сравнению с предыдущими годами.

Этот сегмент интересен коллекторам потому, что их работа до сих пор не регулируется специальным законом. Более того — подготовленный Минэкономразвития проект (будет рассматриваться во втором чтении осенью 2013 года) фактически лишает «сборщиков» наиболее эффективного и распространенного способа взыскания долгов — возможности общения с должником по телефону и личных встреч с ним. Такое положение приводит к тому, что проштрафившиеся заемщики игнорируют звонки и письма из агентств, а кредиторы предпочитают подавляющую часть просрочки собирать самостоятельно — в досудебном порядке. Но если дело дошло до суда и по результатам его рассмотрения получен исполнительный лист, банки, как правило, рассчитывают на помощь коллекторов, у которых подчас гораздо больше ресурсов, чем у приставов.

— Более эффективная деятельность коллекторов объясняется меньшими объемами находящихся у них в производстве дел в расчете на каждого сотрудника, нежели у приставов (у приставов количество исполнительных производств на одного сотрудника зачастую достигает 1000 дел и более), — считает начальник претензионно-искового отдела банка «Стройкредит» Владимир Дмитриев. —  Таким образом, у коллекторов есть возможность уделить каждому конкретному делу больше внимания. Кроме того, играет роль наличие финансовой заинтересованности работников коллекторских агентств в получении результата: их заработная плата обычно напрямую зависит от количества взысканных денежных средств.

— Объемы дел в работе службы судебных приставов колоссальные, и, разумеется, внимательно обрабатывать все дела они физически не могут, — говорит замгендиректора Агентства финансовой и правовой безопасности Федор Казаков. — Поэтому, приставы-исполнители меньше всего выделяют времени на переговорный процесс с должником, поиск компромиссных решений проблемы, то есть все те аспекты, которыми занимаются коллекторы. У приставов недостаточно ресурсов, именно поэтому эффективность их взыскания в 2-3 раза хуже, нежели от них ожидается.

В свою очередь, замначальника правового управления ФССП Игорь Селионов указывает, что пока закон о коллекторской деятельности не принят, «сборщики» зачастую используют незаконные методы давления на должников, включая звонки на работу, домой в любое время, а также дискредитацию должников.

Учитывая высокие темпы роста рынка потребкредитования (согласно прогнозу ЦБ, они  составят 25-30% до конца 2013 года), можно прогнозировать увеличение объема долгов по исполнительным листам, передаваемых на сопровождение коллекторским агентствам, говорят опрошенные «Известиями» эксперты. По итогам 2014 года деятельность по представлению интересов клиента на этапе исполнительного производства в объеме бизнеса коллекторов достигнет 10%, прогнозирует старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер. Прогноз предправления банка «БКС Премьер» Эмиля Юсупова: объем переданных коллекторам средств увеличится на 10-15%, а в 2014 году — еще на 30%. Прирост будет составлять 25-30% в течение следующих 12 месяцев, считает Казаков.