У российских должников еще долго не будет возможности объявлять себя банкротами и требовать прощения долгов. Второе, ключевое чтение законопроекта в Госдуме, которое должно было состояться до конца весенней сессии, отложено.

Документ собирались рассматривать 3 июля. Но, как сообщили "РГ" в Комитете ГД по вопросам собственности, законопроект до сих пор находится на согласовании в администрации президента, правительстве и Верховном суде. Поэтому парламентарии смогут вернуться к нему лишь осенью, после каникул.

О том, что России нужен закон, который позволит гражданам, залезшим в долги, объявлять себя банкротами, говорят уже лет 10. Сейчас банкротами у нас признаются только компании или индивидуальные предприниматели. К задолжавшим гражданам применяют исполнительное производство, когда имущество по решению суда забирают судебные приставы. Если нажитого добра на расплату с кредиторами не хватает, человек становится "вечным должником". А после его смерти долги наследуют родственники.

В прошлом году дело сдвинулось с мертвой точки. Подготовленный минэкономразвития документ о "прощении долгов" поступил на рассмотрение Госдумы. По нему право инициировать процедуру банкротства мог получить как сам должник, так и его кредиторы за долг всего в 50 тысяч рублей. Имущество должника в этом случае выставлялось на торги, и он мог быть свободен. При этом человека запрещалось лишать единственной крыши над головой и участка земли, где стоит его дом. Он мог оставить себе 25 тысяч рублей, одежду, обувь, бытовую технику. Если финансовые трудности временные, должнику давали возможность воспользоваться отсрочкой (но не больше пяти лет), чтобы полностью погасить долг.

В ноябре прошлого года законопроект приняли в первом чтении. При этом депутаты заявили, что он будет серьезно дорабатываться, поскольку многие пункты вызвали серьезные дискуссии. Один из спорных вопросов касался судов, которые должны заниматься гражданами-банкротами. Изначально предполагалось, что подобные дела будут рассматриваться в арбитраже. Потом Верховный суд предложил отдать эти полномочия судам общей юрисдикции. Одним из аргументов было то, что арбитражных судов мало, и находятся они преимущественно в столицах регионов. Теперь речь идет о том, что Верховный и Высший арбитражный суды станут единым целым. Инициативу, напомним, выступая на Петербургском экономическом форуме, озвучил президент Владимир Путин. Он же пообещал в ближайшее время внести в Госдуму соответствующий законопроект, с тем, чтобы депутаты приняли его в осеннюю сессию. "Исходя из одной этой новеллы, принимать сейчас закон о банкротстве физлиц, который должен был вступить в силу со следующего года, просто нет смысла, - считает вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. - Нужно дождаться поправок в Конституцию, понять подведомственность всех уровней судов и учесть это в проекте закона о банкротстве. В противном случае там может появиться заведомо неработающая норма".

Споры идут и по размеру долга, имея который человек может объявить себя банкротом. Банкиры планку в 50 тысяч рублей считают слишком низкой. Опасаясь, что банкротства в этом случае станут массовыми, они еще в начале года предлагали поднять минимальный порог до полумиллиона рублей. Но ясности по поводу итогового решения пока нет. В минэкономразвития "РГ" пояснили, что вопрос до сих пор обсуждается. В ведомстве считают, что нужно найти баланс между интересами заемщиков и кредиторов, при этом напоминают, что 500 тысяч рублей - слишком большая сумма. Особенно если учитывать, что планка банкротства предприятий в России начинается со 100 тысяч рублей.

По данным, которые приводил Комитет Госдумы по вопросам собственности в 2012 году, под закон о "личном банкротстве" могли попасть около двух миллионов человек. С тех пор долги россиян по банковским кредитам увеличились. Проблемная задолженность на 1 июня, по оценке коллекторов, составляет около 364,1 миллиарда рублей. При этом эксперты отмечают, что динамика кредитования опережает рост доходов населения в 1,7 раза, и прогнозируют, что проблема с выплатой взятого взаймы будет обостряться - самое время принимать закон о банкротстве. Олег Иванов, однако, напоминает, что в ряде европейских стран, например, Германии, подобные законы принимались достаточно поздно, когда уровень долговой нагрузки населения превышал 50 процентов ВВП. В России же этот показатель меньше 10 процентов.