Банкиров хотят заставить отчитываться перед вкладчиками о всех закупках

Сразу после майских праздников депутаты могут в первом чтении рассмотреть законопроект, который в случае принятия обяжет банки, наряду с госкорпорациями, бюджетными организациями, министерствами и компаниями, находящимися под контролем государства, раскрывать информацию о всех закупках, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая тендерами на приобретение зданий и автомобилей. Поправки вносятся депутатом Госдумы Валерием Селезневым в закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами" (223-ФЗ).

В пояснительной записке автор законопроекта отметил, что "банки в своей деятельности оперируют в основном не собственными средствами, а средствами вкладчиков – в первую очередь граждан». При этом, считает Селезнев, банковская сфера уязвима и недостаточно стабильна, что продемонстрировал финансовый кризис, "справиться с последствиями которого банкам позволило лишь участие государства".

– В этой связи необходимо обеспечить гласность и прозрачность банковской деятельности, – заключил депутат. Кроме того, по его мнению, принятие законопроекта позволило бы, кроме прочего, сократить банковские издержки, а сэкономленные средства "могут быть направлены на снижение кредитных ставок и размера банковских комиссий". Плюсы предложенной нормы еще и в том, что средства граждан-вкладчиков будут расходоваться с большей эффективностью, а появление нового большого сектора заказчика товаров и услуг простимулирует развитие малого и среднего бизнеса.

В соответствии с законом о госзакупках, организации подпадающие под его действие  должны размещать на сайте zakupki.gov.ru свои положения о проводимых тендерах, изменения, вносимые в такие положения, планы и иную информацию о своих закупках. Интересно, что руководство банков с госучастием и естественных монополий, которые уже сегодня обязаны раскрывать информацию о своих тендерах пытались выйти из-под действия 223-ФЗ. В начале октября прошлого года руководство "Газпром нефти", Сбербанка и ВТБ написали письмо Владимиру Путину, в котором просили не распространять нормы 223-ФЗ на госкомпании, работающие на конкурентных рынках. По мнению подписантов, существующее регулирование создает конкурентное преимущество для частных компаний, поскольку те, в отличие от государственных, не обязаны будут публиковать планы закупок и тратиться на выполнение закона.

В конце 2012 года Высшая школа экономики (ВШЭ) опубликовала результаты исследования его экономической эффективности, показавшие, что расходная часть на внедрение принципов закона в деятельности компаний сопоставима с экономическими выгодами, которые они получают от «опрозрачивания» закупок. По оценкам специалистов ВШЭ, стартовые затраты компаний, подпадающих под регулирование 223-ФЗ (затраты на разработку и принятие положения о закупках, иной необходимой информации, обучение сотрудников, перенастройку информационных систем и др.) составляют 122-160 млрд руб, а дополнительные ежегодные затраты – от 152 до 302 млрд руб. Потери, по мнению экспертов ВШЭ понесет и государственный бюджет.

Опрошенные "Известиями" эксперты не уверены, что закрепление за банками обязанности раскрывать информацию о своих закупках принесет пользу.

- Для компаний с госучастием логика общественных закупок, когда государство должно давать гражданам информацию о том, как тратятся денежные средства, оправдана. Но для частных  банков опрозрачивание не является самоцелью, поэтому для них работа по 223-ФЗ может быть только в минус, – говорит исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский.

По его словам, те компании, которые хотят эффективно закупать, в том числе ибанки, тендеры проводят без специального указания со стороны государства.

- Но не обязательно делать это всегда публично: в ряде случаев правильнее закрывать информацию от поставщиков, заставлять их конкурировать между собой. Более того, иногда выход на долгосрочные контракты с контрагентами оказывается даже эффективнее тендеров, - отметил Сухадольский.

Введение нового закона добавит массу работы сотрудникам кредитных учреждений и увеличит расходы банков на персонал.

- Подобное вмешательство в дела частного бизнеса не только противоречит самой сути предпринимательства, самостоятельно определяющего, как и с кем ему работать, но и мало связано с вопросом защиты вкладов граждан, - считает юрист московского офиса Dentons Игорь Кокин.

– Какая связь между стоимостью скрепок и тем, как банк распоряжается деньгами клиентов? Граждан больше должно интересовать, попадает ли их вклад в программу страхования вкладов, – уверяет он.

Большинство банков и без того активно прибегают к тендерным инструментам.

– Руководство банка ответственно перед собственником. Интересы же клиентов, доверивших свои деньги кредитной организации, в значительной мере обеспечиваются Центробанком,  а тех из них, которые являются физлицами, еще дополнительно системой страхования вкладов, – заявил «Известиям» бывший финансовый омбудсмен Павел Медведев. В тоже время представители профильного комитета Госдумы отметили, что предложение Селезнева может быть одобрено.

- Дополнительный контроль за банками со стороны общества не помешает, - отметил в разговоре с "Известиями" один из депутатов-единороссов.