Верховный суд предложил экспертному сообществу обсудить проект постановления пленума "О судебной практике по делам о взяточничестве, коммерческом подкупе и иных коррупционных преступлениях". Предстоит определиться, во-первых, считать ли откат взяткой или растратой: от квалификации преступления напрямую зависит мера наказания, прописанная в УК. Во-вторых, решается вопрос о том, какие выгоды, помимо денег, можно отнести к взятке.

Считать откат взяткой ВС предлагает в двух вариантах (из которых в итоговом документе должен остаться один): если договор на поставку товаров заключен в обмен на вознаграждение или если товары приобретены не выше рыночной стоимости, но с "комиссионными". К растрате вверенных средств предложено отнести те варианты, когда цена контракта завышена, отмечается в проекте постановления.

Эксперты, опрошенные газетой "Ведомости", справедливо подчеркивают, что получение взятки (ст. 290 УК) грозит лишением свободы на срок от 3 до 15 лет, а наказание за растрату (ст. 160 К) - от 2 до 10 лет. В связи с чем "переквалификация дел по откатам при заключении контрактов по ценам выше рынка на статью "растрата" приведет к абсурдной ситуации, когда коррупционеры будут заинтересованы завышать цены, чтобы снизить себе потенциальное наказание, говорит сотрудник МВД".

Адвокат Леонид Альперович в беседе с газетой высказал мнение, что в этом случае правоохранителям будет выгодно небескорыстно заводить дело по статье о растрате.

Возможная привязка квалификации отката к рыночной цене приобретаемого по госконтракту уже вызвала оживление и в среде оценщиков. Анна Бебнева, консультант по вопросам оценочной деятельности, отмечает в своем блоге, что при таком подходе решать, взятка или растрата имела место в каждом конкретном случае, придется оценщикам. Пока что они не были замешаны в скандалах, связанных с закупкой различного имущества для нужд государства по завышенным ценам, поскольку законодательство не требует проведение обязательной оценки при заключении госконтрактов. Теперь же, по сути, оценщик станет одним из тех лиц, которые будут решать, на сколько лет сядет проштрафившийся чиновник.

Кроме того, во время обсуждения проекта постановления ученые разошлись во мнении, что считать предметом взятки: ВС предлагает относить к ней не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, но и услуги имущественного характера, пишет "Право.ru". К таким услугам предполагается относить либо  "предоставление лицу любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств", либо плюс к этому "предоставление без эквивалентного имущественного возмещения благ, стоимость которых можно установить, в частности, с учетом цен, сформированных на рынке незаконных услуг". Тогда к такой форме взяточничества будут относиться помимо "прощения долга", "предоставления кредита по заниженной процентной ставке", "бесплатного ремонта квартиры", еще и, например, написание диссертации. И даже, по предположению профессора уголовного права Кубанского государственного аграрного университета Александра Грошева, за которое он извинился, "услуги проституток".

Профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской госюридической академии Наталья Лопашенко в ответ предположила, что "благодаря такому толкованию Пленума в эту категорию "услуг" попадут любые преступления, совершаемые по заказу чиновника, но бесплатно, например, работа киллера или перевозка наркотиков", сообщает "Право.ru". Эти нюансы могут спровоцировать трагикомичные ситуации в суде, которому придется узнавать стоимость полученного чиновником предмета или услуги.

В случае, если к взятке будут приравниваться ремонт квартиры, строительство особняка или оказание каких-либо иных услуг чиновнику не бесплатно, но по заниженным ценам, решение о том, имела ли место взятка, останется, опять же, за оценщиками, считает Анна Бебнева. Ведь чтобы определить, занижена ли цена, надо определить рыночную цену для этих услуг.

По сути, такие решения могут вызвать целый спектр новых коррупционных возможностей. Попавшийся чиновник, во-первых, будет заинтересован в заказной оценке имущества или услуг, а во-вторых - в нужных ему решениях следователя.

Авторы проекта подчеркивают в документе, что взяткой нельзя считать случай, когда человек взял деньги за свои профессиональные услуги, не как начальник, а просто как знающий свое дело специалист, пишет "Российская газета". "Например, если главврач больницы лично вылечит человека - сделает операцию, проконсультирует и т.д. - и получит за это благодарность в конверте, взятки нет. А вот если он за деньги отведет человеку палату получше, здесь мзда налицо", - поясняет издание.

Также в проекте говорится, что должностным лицам не стоит брать подарки ценой менее 3 тысяч рублей (хотя принимать подарки на эту сумму чиновникам разрешено законом), если они имеют характер подкупа. Референт ГПУ президента Валентин Михайлов рассказал, что запретить все подарки для чиновников требуют рабочие органы трех международных Конвенций по борьбе с коррупцией, участником которых является Россия.