Институт кредитных историй за время своего существования выявил ряд недостатков. Устранить их призван законопроект минфина, опубликованный на сайте ведомства.

Безусловным плюсом документа является отмена ограничения права пользователя кредитной истории на получение кредитного отчета субъекта кредитной истории только целями заключения договора займа (кредита). Сегодня понятие пользователя кредитной истории, данное в Законе N 218-ФЗ "О кредитных историях", ограничивает возможность иного юридического лица, хотя и не являющегося непосредственным кредитором, но рассматривающего возможность принятия на себя кредитного риска (например, контрагент по сделке), ознакомиться с кредитным отчетом. Эта новелла не только делает бизнес прозрачнее, но и расширяет границы действия и регулирования действующего закона.

Немаловажным новшеством является формирование и раскрытие в кредитной истории информации о факте уступки права (требования) по заключенным кредитным договорам и предоставленным займам. Причем согласно законопроекту обязанность предоставления такой информации в бюро кредитных историй (БКИ) возлагается на нового кредитора, к которому перешло право требования. Такой подход в полной мере отвечает сложившейся практике перемены лиц в обязательствах, где о переходе права (требования) не только уведомляется должник, но и в необходимых случаях происходит процессуальная замена лица в обязательстве.

Интересными и своевременными представляются положения законопроекта по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. Так, одним из индикаторов доступности кредитной информации о заемщиках является множественность источников формирования кредитных историй. Благоприятствует предпринимательской деятельности и возможность распространения через БКИ данных, в том числе и в отношении существующих просроченных обязательств. В законопроекте устанавливается право кредиторов, не относящихся к источникам формирования кредитной истории, но имеющих решение суда о взыскании задолженности, направлять информацию об указанных задолженностях и лицах в бюро.

Несомненным плюсом законопроекта являются положения об отмене согласия субъекта кредитной истории - юридического лица на представление информации о нем в БКИ. Сегодня отсутствие такого согласия нивелирует понимание всего института кредитных историй и целей его формирования, поскольку не только препятствует становлению полной картины состава участников правоотношений, связанных с принятием кредитного риска, но и ставит его развитие в зависимость не от целей правового регулирования, а от волеизъявления его отдельных субъектов. Внесение такого уточнения в закон 218-ФЗ даст возможность иметь в БКИ кредитные истории всех юридических лиц, обращавшихся когда-либо за кредитом (займом). При этом кредиторы, в том числе и потенциальные, смогут получать сведения о характере исполнения обязательств такими юридическими лицами (при условии получения их согласия на раскрытие такой информации). Это будет способствовать улучшению качества оценки рисков кредиторами.

Важной составляющей законопроекта является предоставление ЦБ РФ права на получение в БКИ кредитных историй заемщиков. "Кредитная история юридических лиц - заемщиков кредитных организаций - требуется Банку России для оценки качества активов, передаваемых кредитными организациями в обеспечение при осуществлении им операций рефинансирования (кредитования) кредитных организаций под залог активов (векселей, прав требования по кредитному договору и поручительств), а также при осуществлении контроля за соответствием указанных активов требованиям Банка России со дня их включения в пул обеспечения". С таким обоснованием нельзя не согласиться, поскольку, как отмечают авторы законопроекта, одним из основных критериев для оценки рисков, связанных с принятием актива в состав обеспечения, является информация об объеме долговой нагрузки и своевременности исполнения заемщиком своих обязательств. При этом ЦБ РФ, помимо сведений, предоставляемых банками самостоятельно, требуются дополнительные источники независимой и оперативной информации. Одним из таких источников являются данные, хранящиеся в БКИ.

Хотя сегодня существует множество открытых источников независимой информации относительно долговой нагрузки и своевременности исполнения заемщиком своих обязательств: например, те же информационные порталы судов, службы судебных приставов, добавление очередного объективного источника не будет лишним. В случае получения Банком России из БКИ негативной информации о заемщиках, находящихся на обслуживании у поднадзорной кредитной организации, ЦБ РФ сможет более эффективно осуществлять мониторинг деятельности самого банка. Также законопроект предлагает расширить круг лиц, имеющих право поручать информацию из кредитных историй, хранящихся в ЦККИ. Предусмотрены изменения в федеральные законы N 218-ФЗ и N 190-ФЗ, касающиеся установления права представления кредитными потребительскими кооперативами в БКИ информации в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление. Поскольку, как отмечают авторы законопроекта, у кооперативов и банков может быть один и тот же круг клиентов, информация о наличии и размере задолженности в любой из перечисленных организаций у потенциального заемщика значима для кредитора.

В целом предложенные изменения учитывают опыт функционирования системы Бюро кредитных историй и направлены на совершенствование не только правового, но и технического регулирования данного института. Реализация предложенных положений законопроекта позволит повысить эффективность работы системы и обеспечить защиту прав участников отношений.