Правительство согласовало и внесло в Госдуму поправки к изменениям Жилищного кодекса и в закон о Фонде ЖКХ, фиксирующие новую структуру капитального ремонта многоэтажек. Документы обяжут граждан оплачивать 15% стоимости работ (сейчас — 5%) и резко снизят участие федерального бюджета. Нагрузка на региональные и муниципальные бюджеты, обязанные софинансировать капремонт, наоборот, вырастет — с 30% до 35-70% в зависимости от субъекта РФ. Полностью система начнет работать в 2014 году, а в 2013-м финансирование ремонтных программ ждет провал в разы: средств на них Фонду ЖКХ выделили слишком мало.

Правительство закончило работу над поправками к принятому в первом чтении проекту ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ" по вопросу реформы системы капитального ремонта многоквартирных домов. Второе чтение законопроекта запланировано на 23 ноября, поправки внесены в Госдуму в последний день продленного срока их представления — 13 ноября.

Напомним, Белый дом решил избавить федеральный бюджет от части нагрузки, вызванной обязательствами по капремонту многоэтажек, еще в начале 2011 года. Способы обсуждались в Белом доме до начала 2012 года и были оформлены в виде законопроекта Минрегиона "О внесении изменений в ФЗ "О Фонде ЖКХ"" и депутатского проекта поправок в Жилищный кодекс (ЖК). Разрабатывая систему, Минрегион предполагал создание региональных фондов капитального ремонта и закрепление в законе обязанности граждан по перечислению в них средств (предполагалось, что на граждан ляжет до 66% тяжести финансирования фондов). При этом нуждающиеся в ремонте дома должны были встать в общую региональную очередь. При отсутствии достаточных ресурсов в региональных фондах предполагалось привлекать на капремонт многоэтажек кредиты банков.

Изменения в ЖК были приняты в первом чтении 8 июня. Однако подготовка законопроекта ко второму чтению вызвала ряд споров — в частности, о доле участия региональных бюджетов в фондах капремонта субъектов РФ: сокращение выделяемых на эти цели федеральных средств предполагало увеличение участия регионов с 30% до 50-70%, что вызвало протесты властей субъектов. Из-за необходимости урегулировать этот вопрос сроки внесения поправок ко второму чтению законопроекта переносились дважды: сначала — на 15 октября, а когда к этому сроку достичь согласия в правительстве не удалось — на 13 ноября.

Последний согласованный в Белом доме вариант поправок описывает предполагаемую нагрузку на граждан как "не менее 15%" объема региональных фондов капремонта (сейчас — 5%). Конкретные нормативы минимальных платежей должны быть разработаны в регионах до 1 июля 2013 года, как и документы о создании региональных операторов таких фондов (в регионе смогут работать несколько таких операторов, привязанных к отдельным территориям). Оставшиеся 85% финансирования капремонта многоэтажек будут делиться между субъектом РФ и федеральным центром. При этом "обязательства субъекта составят от 35% до 70% необходимой суммы в зависимости от уровня его бюджетной обеспеченности, а остальное возьмет на себя Фонд ЖКХ",— рассказал вчера "Ъ" источник в госкорпорации.

Спор регионов и правительства о доле участия субъектов в программах капремонта был вызван резким ограничением финансовых возможностей Фонда ЖКХ: на ближайшие три года финансирование ремонтных программ составляет 18 млрд руб. (по 6 млрд руб. в год) — притом что в последние годы госкорпорация расходовала на эти программы 20-30 млрд руб. Учитывая, что первые поступления платежей граждан в региональные фонды начнутся в 2014 году, в 2013-м программы капремонта ожидает кратное сокращение денежных поступлений. Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, допускают, что госкорпорации разрешат перенаправить на ремонт в 2013 году часть целевых дополнительных вливаний в фонд из бюджета 2012 года (20 млрд руб.) — сейчас они предназначены на расселение аварийного жилья, но вряд ли будут раскассированы. Еще одна идея — разрешить потратить в 2013 году все запланированные на 2013-2015 гг. 18 млрд руб. и докапитализировать госкорпорацию позже.

Среди деталей проекта стоит отметить учет правительством подозрений населения о возможности хищений средств региональных фондов. Поправки ко второму чтению изменений в ЖК теперь предполагают участие федеральных властей в контроле региональных операторов фондов — этим займется обладающий необходимыми полномочиями Росфинмониторинг. Также регионам передаются полномочия по редактированию ранее закрытого перечня работ по капремонту — они смогут включать в него необходимые, по их мнению, статьи. Еще одной новацией станет возврат неизрасходованных средств фондов (пока не решено — собственникам или плательщикам) при признании дома аварийным и подлежащим расселению.

Проект правки ЖК и поправки в закон о Фонде ЖКХ, продлевающие существование госкорпорации до 2016 года, будут рассмотрен профильным комитетом Госдумы сегодня. "Ъ" будет следить за развитием событий.